USD 102.5761 EUR 107.4252
 

За каждой заявкой на поиск — жизнь

Валерия ПАВЛОВА и Виктория МЫЗНИКОВА, студентки НГПУ
Фото предоставлено поисковыми отрядами (архив)
Фото предоставлено поисковыми отрядами (архив)

Ежегодно в Новосибирской области пропадают около тысячи человек. По данным поискового отряда «Лиза Алерт», в прошлом году было принято 754 заявки на поиск — это на 42 процента больше, чем в 2018-м (430). В 2019-м 552 поиска были закрыты со статусом «Найден! Жив!», 50 — «Найден. Погиб»

В Академгородке за последний месяц зарегистрирован второй случай пропажи человека. Пожилых мужчин ищут и не могут найти. Как обезопасить себя и близких от исчезновения? Что делать, если беда нагрянула? Чем вы можете помочь? А ваши близкие знают, что делать, если, не дай бог, пропадете вы? Надо ли ждать трое суток? Вопросов много.

Схема поиска от а до я

Мы попросили новосибирских добровольцев рассказать, кого и как они ищут и что самое сложное в этой работе.

Алгоритм для каждого вида поиска четко прописан и разработан на основе опыта добровольцев. Все поисково-спасательные операции ведутся во взаимодействии с полицией.

— Любой поиск обязательно начинается с проверки, подано ли заявление в полицию, — подчеркивает Павел Злобин, руководитель поискового отряда «Маяк». — Свои действия мы всегда согласовываем с оперативными сотрудниками. Заявки на поиск можно подать не только на горячую линию отряда, но и через официальные группы в социальных сетях. Либо мы сами находим размещенные в Интернете посты с просьбой о помощи. Нередко к нам обращаются сотрудники полиции.

Когда заявка принята в работу, одни начинают активный поиск (выезд на местность для осмотра территории, сбор свидетельств, расклейка ориентировок), другие — информационный (массовое размещение данных в СМИ и в соцсетях).

012-12-01.jpg

Фото предоставлено поисковыми отрядами (архив)

— После того как мы установили, что заявление в полицию подано, группа инфоргов начинает готовить ориентировку, — рассказывает Елизавета Лиманская, доброволец поискового отряда «Лиза Алерт». — Запрашиваем актуальное фото потерявшегося, ведем обзвон больниц и моргов. Часть потеряшек находится уже на этом этапе. Если человек не найден в учреждениях, опрашиваем родных и друзей. Параллельно группа координаторов решает, кто возьмет на себя поиск, нужен ли срочный активный выезд или достаточно инфопоиска.

Например, если грибник потерялся в лесу, добровольцы срочно выезжают на место. И чем больше людей соберется, тем быстрее будет осмотрена территория. Если же разыскивается подросток-бегунок, то используются уже другие алгоритмы, и в этом случае не всегда нужна массовость.

Добровольцы никогда не теряют надежды, что человек найдется. Поиски ведутся до конца — пока пропавший не будет обнаружен. Увы, иногда надежды на лучшее рушатся…

012-13-02.jpg

Лучшие друзья добровольцев — это...

В своей работе добровольцы часто прибегают к помощи специально обученных собак. У четвероногих помощников есть свои специализации: одни ищут живого человека, другие — труп.

Когда добровольцы находят пропавшего мертвым, первым делом вызывают полицию. Стараются не затоптать следы, ничего не трогать.

Помимо собак, добровольцы используют на заданиях поисковое оборудование.

— В основном вся привлекаемая техника — это собственность добровольцев, — говорит Павел Злобин. — Отряд имеет рации, фонари, компасы, навигаторы, есть в нашем распоряжении и собственный квадрокоптер.

Что касается сбора средств на приобретение оборудования для поиска, в ДПСО «Лиза Алерт» нам сообщили, что не имеют счетов и не принимают финансовую помощь. Вся техника и снаряжение либо куплены добровольцами самостоятельно, либо предоставлены партнерами — организациями или частными лицами.

«Наша работа — это обычная рутина»

Мы попросили добровольцев вспомнить случаи, которые особенно врезались в память.

— Загадочного в нашей работе не бывает, — отрезал Павел Злобин. — Это обычная рутина, не стоит ее идеализировать. В основном в память врезаются поиски, связанные с пропажей детей. Очень показателен случай в Томске, когда из детского сада была похищена маленькая девочка. На поиски выезжали практически все представители отрядов Западно-Сибирского региона. Даже из Москвы прилетали. К сожалению, девочка была найдена мертвой...

012-12-02.jpg

Фото предоставлено поисковыми отрядами (архив)

По словам Павла, до сих пор продолжаются поиски Кости Кривошеева, пропавшего в 2013 году, и Салима Самойлова, потерявшегося в 2015-м.

— Из прошлого сезона вспоминается, как двухлетний ребенок в Иваново ночью, в лесу, прошел по мосту, не сорвался в реку. Его нашли живым, — рассказала Елизавета Лиманская. — Почему поразило? При пропаже ребенка рядом с водоемом вероятность найти его живым снижается моментально, потому что вода всегда притягивает детей. Какой-то из ряда вон случай в Новосибирской области не припомню.

По болотам, по холмам

Читательница, участвовавшая в опросе редакции, поделилась историей о пропаже пожилой женщины.

— У нас дачный поселок небольшой, где каждый друг друга знает. Люди приезжают туда в мае и уезжают в город в сентябре. Однажды в дачный сезон пожилая пара поехала на рыбалку. Женщина страдала провалами в памяти, отошла от мужа и потерялась в лесу. Всех неравнодушных попросили помочь в ее поиске. Вместе с поисковиками мы прочесывали лес. В итоге не нашли, но она сама через пару дней вышла к другой деревне.

По словам Павла Злобина, в работе отряда нет сезонности. Пропадают люди всех возрастов и в любое время года.

Кто-то хочет потеряться, кого-то подводит память

— Это произошло четыре года назад. После сдачи последнего экзамена пропала моя знакомая, — вспоминает сибирячка Марина. — Сначала мы с друзьями не придали этому значения: как Фая может пропасть? Позже выяснилось, что она ушла из дома пять дней назад вся в слезах, с собой взяла только телефон, а сестре сказала, что пошла мириться с молодым человеком. Было страшно говорить ее родителям, что девушка не в гостях у парня, а реально пропала. Мы сглупили, боялись реакции ее родителей и думали, что она у кого-то из своих друзей, тянули время. Родители в итоге обратились в полицию. Поиски, насколько я знаю, проходили без добровольцев. Фаю обнаружили через месяц в другом городе, куда она уехала со своим новым молодым человеком; она вышла в Сеть и написала своим друзьям: мол, попрощалась с прошлой жизнью, не желает поддерживать связь с близкими.

Если же вы не хотите волновать близких, Павел Злобин советует придерживаться простого правила: предупреждать родных или друзей о том, где вы, с кем и куда направляетесь. Случай с Фаиной — не редкость. Беда, если человек теряется, хотя вовсе этого не хочет.

— Люди, страдающие старческой деменцией или потерей памяти, в большинстве случаев пропадают по недосмотру родных и близких, — говорит Павел Злобин. — Мы всегда рекомендуем приобретать для них GPS-трекеры с возможностью отслеживания передвижения. Благо сейчас на рынке их большой выбор. Те же самые детские часы.

Еще один способ предотвратить беду — научить детей и подростков, как вести себя, если ты оказался один в городе или в лесу, как защититься от злоумышленника, в том числе в Интернете. Добровольцы рассказывают школьникам об этом. Такие лекции полезно послушать и взрослым.

Трое суток — плохое правило

Все еще бытует стереотип, что подавать заявление о пропаже человека можно только по истечении трех суток.

— Если в первые сутки, по статистике, вероятность найти пропавшего 95 процентов, то на вторые — уже 60 процентов. На третьи все еще хуже, — объясняет Елизавета Лиманская.

Если ваш родственник не вернулся домой и вы ничего не знаете о его местонахождении, добровольцы настоятельно рекомендуют сразу действовать.

— Если есть основания переживать, надо немедленно обращаться в полицию и как можно быстрее — в поисковые отряды. Тогда шанс найти человека выше. Никаких трех суток ждать не надо! — настаивает Павел Злобин.

012-13-01.jpg

Что делать, если пропал ребёнок?

1. Если ребенка нет в течение получаса с того момента, как он должен быть дома, если малыш исчез с территории частного участка или со двора, где он гулял, — немедленно обращайтесь в полицию и к волонтерам.

Заявление обязаны принять сразу, в любом отделении полиции (однако процесс пойдет быстрее, если вы обратитесь в полицию по месту жительства), независимо от ваших родственных связей с пропавшим. И никто вас не оштрафует, если пропавший ребенок найдется через час у друга. Если заявление отказываются принимать, звоните по номеру 112. Этот звонок — уже заявление о пропаже, можно вызывать наряд на дом.

В полиции необходимо взять контакты сотрудника, который будет заниматься вашим делом, чтобы в случае необходимости оперативно с ним связаться — пропавший может вернуться домой, или появятся новые свидетельства.

2. Позвоните на горячую линию «Лиза Алерт» 8 (800) 700-54-52. Она работает круглосуточно, вызов бесплатный из любой точки России.

После заявки на горячую линию с вами свяжутся инфорги для уточнения деталей. Пожалуйста, давайте достоверную информацию!

Личная информация о пропавшем конфиденциальна, и доступ к ней есть у строго ограниченного числа лиц. Поисковики никогда не выдают подробности частной жизни тех, кого ищут, третьим лицам или СМИ.

3. Привлекайте к поиску ребенка своих друзей, родных, знакомых — это самые мотивированные участники поисковой операции.

Обзвоните друзей, одноклассников, учителей, родителей одноклассников, авторитетных для него взрослых (например, позвоните любимому тренеру), бывших мужей и жен, бабушек и дедушек.

4. Если пропал ребенок, окружающие, которые искренне хотят вам помочь, дадут миллион советов по поиску. Мы рекомендуем придерживаться алгоритма, предложенного полицией и поисковиками. Если вам кажется, что полученная рекомендация заслуживает внимания, вы всегда можете обсудить ее с представителем МВД, который занимается вашим делом, или инфоргом, который будет с вами все время на связи.

ОПРОС
«Вы сталкивались с пропажей людей, участвовали в поисках?» — спросили мы у пользователей социальных сетей. Получилось, что большинство далеки от проблемы. И это, наверное, хорошо. Но именно те, кого эта беда так или иначе коснулась, уже в курсе, что нужно делать, и могут поделиться своими знаниями.

Instagram: в опросе участвовали 97 человек, из них 13 сталкивались с пропажей близких или знакомых и содействовали их поиску, 84 человека не имеют такого опыта.

«ВКонтакте»: участников опроса — 47 человек, 13 теряли кого-то и участвовали в поисках, остальные — нет.

А беда-то ходит рядом. Вот январская статистика: 66 заявок на поиск пропавших людей по Новосибирской области.

012-13-03.jpg

КОММЕНТАРИЙ
Сергей ЩЕКОТИН, начальник отдела информации и общественных связей ГУ МВД РФ по Новосибирской области:
— По данным на 11 марта, в нашем регионе разыскивается 518 без вести пропавших, в том числе десять несовершеннолетних. Розыск этих лиц, согласно действующей нормативно-правовой базе, осуществляется десять лет, после чего он может быть прекращен.
Причины исчезновения разные. Граждане уходят из дома, не желая сообщать родственникам о своем местонахождении; в силу жизненных обстоятельств или по состоянию здоровья не могут связаться с родными. Несовершеннолетние и малолетние дети, как правило, уходят из дома после ссор с родителями.

СПРАВКА
В Новосибирской области действуют четыре волонтерских отряда, помогающих полиции в розыске без вести пропавших:
— региональная общественная организация «Новосибирск-Поиск»;
— отделение поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт»;
— Новосибирский поисково-спасательный отряд «Маяк»;
— АНО «Новосибирский областной мониторинговый центр по поиску пропавших и пострадавших детей».