USD 100.6798 EUR 106.0762
 

Ветеран войны — ровесник «Советской Сибири»

Александр МИНЧЕНКОВ, сибирский писатель
Бомбардировщик Пе-2. На таком летал ветеран
Бомбардировщик Пе-2. На таком летал ветеран

В объявленный Президентом РФ Владимиром Путиным Год памяти и славы мы рассказываем о земляках, отстоявших в годы Великой Отечественной нашу страну, ее будущее.

Во время войны школьный учитель Арам Крмаджян стал членом экипажа бомбардировщика. Ему доводилось выполнять боевые задания в небе над Берлином…

В начале пути

Я познакомился с Арамом Усиковичем 12 февраля 2020 года, когда член Союза художников России Евгений Назимко передал ветерану подарок к его 100-летию. Любуясь своим портретом, юбиляр произнес:

— Много на своем веку видел портретов знаменитостей, но никогда не думал, что когда-либо изобразят меня, я ведь не знаменитость. Это ж труд! Подарок очень ценный…

011-08-02.jpg

Арам Усикович Крмаджян (слева) и художник Евгений Геннадьевич Назимко с портретом ветерана. 

Кстати, Назимко написал немало портретов фронтовиков. В настоящее время он продолжает эту работу и готовит альбом, посвященный воинам-сибирякам. Книга будет издана при поддержке председателя областного совета ветеранов Виктора Васильевича Леонова.

Но вернемся к юбиляру. В тот день мы присели и долго беседовали с ним. Затем договорились увидеться еще, и действительно встретились, и не раз. Он рассказал мне много интересного из своей жизни.

Арам Усикович Крмаджян армянин, но родом из Грузии. Мечтал быть учителем и стал. Но судьба внесла свои коррективы. Во время срочной армейской службы его направили в школу воздушных стрелков-радистов в Иваново. Через четыре месяца он получил звание сержанта и продолжил службу на станции Идрица в Калининской области. Во время тренировочных полетов на боевых самолетах СБ-2 думал о своей гражданской профессии: «Отслужу, вернусь в село и буду учительствовать».

Прерванный отпуск

Военнослужащим авиационных подразделений раз в год полагался отпуск. 5 июня 1941 года такой отпуск предоставили Крмаджяну. Командир, зная, что Арам женат и у него год назад родился сын, сказал: «Езжай, повидайся с родными». Через пять дней сержант был дома. Обнял жену, сына, близких.

Село в глуши, ни радио, ни газет. Отец, Усик Степанович, побывал по делам в райцентре и привез горькую новость: «Слышал я объявление по радио: Германия напала на Советский Союз. Приказано всем военнослужащим, что в отпусках и командировках, срочно вернуться в свои воинские части. А посему поспешай…» На следующий день Крмаджян простился с родными и уехал.

Но быстро добраться до своей части не удалось. На станции Великие Луки Арам отстал от поезда, который отправили раньше времени из-за бомбежки. Комендант пообещал посадить в ближайший эшелон. Пока ждал, на вокзале встретил офицера из своей части, и тот сообщил: «Наш аэродром разбомбили. Уцелевшие самолеты и личный состав распределяют в разные авиаполки, кого куда…»

На станции Сасово в Рязанской области авиаторов привлекли к строительству аэродрома. Вместе с ними трудились и женщины. Все приходилось делать вручную — таскать валуны, перемещать грунт. Лопаты, кирки, ломы и тачки — вот и вся механизация. Потом была Чувашия, и опять земляные работы, а еще установка бомбодержателей на самолеты По-2. И снова учеба на стрелка-радиста и штурмана — сначала в Казани, а затем в харьковском летном училище, эвакуированном в Узбекистан. «Да сколько можно учить тому, чему уже научили? Когда же на фронт?» — возмущался Крмаджян.

На фронте

В июне 1944 года Крмаджян закончил учебу в Коканде в звании младшего лейтенанта и получил назначение на 1-й Белорусский фронт в качестве начальника связи эскадрильи, стрелка-радиста бомбардировщика Пе-2 128-го авиаполка 241-й авиационной дивизии 3-го бомбардировочного корпуса.

011-08-01.jpg

Арам Усикович Крмаджян в военные годы

Арам попал в эскадрилью, которой командовал Александр Сарыгин из Болотнинского района Новосибирской области. Сибиряк умел при бомбардировании пикировать под углом восемьдесят градусов, нанося точные удары по целям. Вместе с ним Крмаджян участвовал в операции «Багратион» — правда, был в другом экипаже. Вместе с командиром Арам летал лишь в тренировочных полетах.

— Герой Советского Союза Александр Васильевич Сарыгин был замечательным и смелым человеком, — сказал Арам Усикович. — Жаль, что прожил он мало — всего сорок лет.

Памятны ветерану боевые вылеты во время наступательных операций советских войск — «Багратион», Висло-Одерской, Берлинской. Бои, что наземные, что воздушные, были ожесточенные и кровопролитные. На земле погибали бойцы, а с ними танки и орудия, в воздухе — летчики и самолеты.

— С середины апреля 1945 года ни днем ни ночью покоя не было, число вылетов возросло, — вспоминает Арам Крмаджян. — Все чувствовали: скоро конец нацистам. Каждый воин хотел выжить, жаждал увидеть победу. Но и ненависть переполняла всех, поэтому рвались в бой.

Над Берлином

Особенно запомнилось Араму Усиковичу 27 апреля 1945 года. Тот день был пасмурным, с низкой облачностью, что вынуждало совершать полеты на малых высотах при плотном вражеском огне.

— Летали над Берлином — выполняли приказ командования удерживать воздушное пространство, не дать Гитлеру и его окружению покинуть город, — рассказал ветеран. — Бомбили немецкий аэродром и парк Тиргартен, где были сосредоточены немецкие резервы. Вражеское прикрытие было плотное — сплошной заградительный огонь из зениток и иных средств вооружений. Пространство вокруг рассекали пули и осколки взрывных мин. Фашисты остервенело защищали свое логово. Небо решетили на совесть, не жалея боеприпасов.

Самолет, в котором находился Крмаджян, получил более тридцати пробоин. Задымил правый двигатель. Появились два «фокке-вульфа» — это ж удача, можно добить советский самолет. Но два советских истребителя вынырнули из облаков и отогнали немецкие машины. А самолет объяло пламенем: горело правое крыло, затем воспламенилась часть фюзеляжа, огонь перекинулся на левое крыло. Командир решил дотянуть до аэродрома. Он кричал в микрофон: «Арам, держи устойчивую связь! В ней наше спасение!..» Ничего не видно, все заволокло дымом, да еще низкая облачность. Помогли команды наземных служб по радио, самолет удалось приземлить с первого захода. Только экипаж покинул машину, как она взорвалась. Спаслись!

Это был последний боевой вылет Крмаджяна. О капитуляции гитлеровцев объявили через десять дней.

А жизнь продолжается

После войны Арама Усиковича оставили служить в Германии. Там он пробыл до 1949 года. Затем его перевели в город Энгельс на должность начальника связи эскадрильи, летавшей на военных самолетах Ту-2. В семье уже подрастали не только сын, но и дочь.

Крмаджян заочно отучился в Военно-воздушной академии и окончил ее в 1955 году. И тут начались бесконечные переезды, служба в разных регионах: Тамбов, Воронежская область, Пав­лодар.

В 1959 году согласно очередному назначению прибыл в Новосибирск, в штаб авиации Сибирского военного округа, где ему поручили курировать земное обеспечение самолетовождения. Через год Арама Усиковича перевели в организованную здесь военную часть особого назначения, располагавшую бомбардировщиками дальнего действия. Подполковник Крмаджян стал начальником штаба этой части. Работа новая, интересная, но и ответственная, все-таки на вооружении части находились новейшие ракеты того времени.

В апреле 1961 года — неожиданная командировка. В Казахстане ожидалось приземление первого космонавта Юрия Гагарина, побывавшего на орбите на ракете «Восток». Крмаджян и его коллеги базировались на двух самолетах в Омске и были готовы вылететь в нужный район в любой момент. Арам Усикович по специальной связи слушал сигналы радиомаяка космического аппарата. Необычная миссия, волнующая. Надо же, человек облетел земной шар и видел нашу планету с высоты 327 километров!

После демобилизации, в 1968 году, наш герой уехал на родину. Жил, трудился… Но, видать, прикипел душой к Сибири за почти десять лет службы здесь. В 1997-м Арам Усикович с семьей вернулся в Новосибирск. Где и проживает по сей день. Здесь у него сын, внучка и правнук, он с ними часто видится.

У полковника в отставке Арама Усиковича Крмаджяна много наград: два ордена Красной Звезды, орден Отечественной войны II степени и более 30 медалей, в том числе «За боевые заслуги».

Желая быть полезным обществу, ветеран продолжал работать, даже выйдя на заслуженный отдых. Результаты труда и общение с людьми приносили ему радость и удовлетворение. И сегодня Арам Усикович интересуется событиями, происходящими в Новосибирской области, рад гостям. С теплотой отзывается о людях, которые ему помогают.

Пожелаем герою здоровья и житейских радостей!