Деревенька моя
Журналист и писатель Римантас Грейчюс, наш литовский гость и давний друг, рассказывает о своих впечатлениях от сибирской глубинки
Европейца порадовало, что улицы в селе Балта Мошковского района, где он когда-то преподавал в школе, наконец-то отсыпали гравием. Но огорчают отсутствие асфальта и ущербность местного медобслуживания.
Теперь, когда наш регион активно включился в реализацию госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий», есть основания полагать, что жизнь в Балте, как и во всех селах, начнет меняться к лучшему.
Журналист и писатель Римантас Грейчюс, несмотря на то что уже почти полвека живет в Литве, в Сибири не чувствует себя чужим: в молодости он пять лет учительствовал в сельской восьмилетке. «Советская Сибирь» не раз писала об этом интересном человеке. Прошлым летом он побывал в Балте, где когда-то работал.
Урок мужества
— Я и мечтать не мог, что спустя более полувека окажусь в Балтинской средней школе на празднике начала нового учебного года. Шел, волнуясь не меньше, чем первоклассники, первый раз в жизни переступающие порог школы, — рассказал Римантас Йонович. — Директор школы Мария Зверева попросила меня выступить на торжествах. И я сразу заметил, с каким удивлением и интересом смотрели на меня ребята, чьих дедушек и бабушек я когда-то учил петь и бегать на лыжах. Директор попросила меня провести для учеников урок мужества. Спасибо ей за оказанную честь и доверие. Очевидно, знала она, что этот человек, приехавший из натовской страны, не стал перевертышем, он свой, среди сибиряков мужавший.
Римантас Грейчюс рассказал ребятам о подвиге советских пограничников, вступивших в схватку с гитлеровцами 22 июня 1941 года на литовской земле и подарил школе свою книгу «Служили парни на границе». В ближайшее время она, значительно дополненная, будет переиздана в Москве. Не мог не рассказать он и о том, как, рискуя жизнью всей семьи, его родители в годы немецкой оккупации спасали еврейскую учительницу, как все стояли перед эсэсовцами, вооруженными автоматами.
— Родители мои совершили подвиг. И недавно им было посмертно присвоено звание праведников народов мира, а причитающиеся им награды мне вручили посол Израиля в Литве и президент Литвы, — сообщил Римантас Йонович.
Балтинские дети. Кому из них суждено своим трудом прославить родное село? Фото предоставлено Римантасом ГРЕЙЧЮСОМ
Как живет Балта сегодня
Писатель из Литвы поведал о том, как сегодня живет село Балта. По его словам, в лихие девяностые развалился колхоз «Союз строителей». Однако нашлись гордые и сильные люди, которые не дали селу зачахнуть. Супруги Илья и Тамара Балабаевы и братья Зинкевичи создали соответственно сельхозпредприятия «Нива» и «Оратай» и не позволили пахотным землям зарасти бурьяном. Основные трудности уже позади, главное — выстояли и земля по-прежнему дарит урожаи. Оба хозяйства живут новыми задумками и с уверенностью смотрят в завтрашний день.
— При советской власти в Балте были построены современные Дом культуры и школа, здание сельского совета, — вспоминает Римантас Грейчюс. — При той власти юная балтинская красавица Оля Безбородова окончила медицинское училище и в 1963 году стала заведовать в родном селе медпунктом. Проработав на этой важнейшей должности 43 года, Оля внезапно скончалась. Балта осиротела. Вот уже второй десяток лет пустует здание фельдшерского пункта, не загораются огни в доме, предназначенном фельдшеру для жилья. А людям свойственно болеть, и кто-то должен им ставить уколы.
И ставят. Кто как умеет. Пока, к счастью, без нежелательных последствий.
Римантас Грейчюс, по его собственному признанию, был шокирован, когда жители села стали просить его пробить стену равнодушия властей, не способных найти для них специалиста.
«Людям нужны внимание и забота»
— Но ведь я в Балте не просто гость заезжий, я — иностранец. Попасть на прием к новому министру здравоохранения России вряд ли удастся, — рассуждает писатель из Литвы. — А может, президенту Путину надо позвонить во время прямой линии? Может, тогда он и Балту спасет, как спас в воде утопавший Тулун? А может, все-таки местные власти смогут этот вопрос решить?
Римантас Грейчюс вспоминает, что такие нужные селу три здания были построены еще при советской власти. И возможно, потому главную улицу села жители назвали Советской. Тогда, 60 лет назад, в осеннюю слякоть и весеннюю распутицу по ней невозможно было пройти без резиновых сапог, и так было долго.
— Лишь недавно уже бывший глава Балтинского сельсовета Виктор Шинделов сумел добиться, чтобы жители улицы узнали, что такое гравий. Грязи не стало. Но теперь в погожие летние дни люди задыхаются от пыли. И невольно задаешься вопросом: сколько еще властей должно смениться, чтобы люди увидели асфальт и тротуары? — говорит Римантас Грейчюс. — Это здорово, что село держат на плаву Балабаевы и Зинкевичи. Но все равно оно пустеет. Время иное и потребности иные. А главное — сельчанам нужны внимание и забота.