USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Моя родословная

Подготовила Инна ВОЛОШИНА

Я родом из Кочек, но сейчас живу в Германии. Мне уже 73 года, и я решила записать историю нашей семьи и свои воспоминания о детстве и юности. Может быть, это будет интересно моим землякам.

Мой папа женился первый раз в начале 20-х годов на Варваре Павловне Букреевой. Родилось у них четверо детей: Анна, Александр, Михаил, Анастасия. Жили они в доме, который состоял из прихожей и горницы. Слева от входа была большая русская печь с отдельной топкой и плитой, от входа до середины избы — полати, где стояло неглубокое деревянное корыто, накрытое рядном. Там была мука, сито. Это для замеса и разделки теста. Кислое тесто для хлеба заводили в квашонке. На полатях спали и квартиранты, ребята из Быструхи — Витя Васильев и еще один, как звать, не помню. Они учились в старших классах нашей школы.

Когда началась война, папа ушел на фронт. А в 1942 году умерла его жена Варвара. Ребята остались одни. Отцу не писали об этом, не хотели расстраивать. В это время у них уже жили эвакуированные немцы из Поволжья — семья Ульрих, Паулина Саломоновна и Давыд Яковлевич, он был инвалидом, ходил на костылях. С ними были дети: Элла и Эмма. Виктор, как он говорил сам, родился на нашей печке… В 1946 году родилась Мария, позже — Александр. Сначала их поселили в горнице, а наши братья и сестры спали кто на печке, кто на полатях. Но Давыд Яковлевич был сапожником, к нему приходили люди, поэтому они с женой предложили поменяться. Конечно, Паулина Саломоновна помогала ребятам по хозяйству, доила корову, варила. Молодежи ведь и побегать, и погулять хочется, а утром тяжело вставать. Так и жили, помогая друг другу.

Папа вернулся с войны в сентябре 1945 года. Дошел до Кенигсберга, был ранен, лежал в госпитале. Насколько я поняла, служил он по интендантской части. Он посватался к нашей маме, к тому времени вдове. Мама нас очень любила, играла с нами в дочки-матери, другие игры, пела. Часто это было летом, в жару, когда на улице ничего нельзя делать. Мы ложились на пол, в доме темно — все окна занавешены, чтобы было прохладней. И она пела песни, рассказывала нам что-нибудь. Она была талантлива. Играла на музыкальных инструментах, которые ей попадались под руку. А что тогда было? Гитара, балалайка, гармошка.

Хорошо помню последние новогодние каникулы, когда мама была жива и здорова. Собрались у нас на обед родственники, не очень много, и соседи. Был и дядя Семен со своей гармошкой, он был первый гармонист на деревне. Мы много пели и танцевали. Мама учила меня танцевать польку-тройку, польку-бабочку, краковяк, вальс. Она была просто в ударе, как говорят. Такого больше никогда не было. Очень-очень жаль, что пожила она мало.

Вот такая моя родословная…

Валентина Тихоновна МИТИРЁВА, по мужу ШМИДТ, Федеративная Республика Германия