USD 107.1758 EUR 112.8019
 

Идеальная жертва

Наталья НАШТАЛОВА

Новосибирец «развел» мошенников, сообщив про миллионы в банке 

Жулики звонят новосибирцам, представляясь сотрудниками известного банка. Они стремятся получить доступ к личному кабинету в смартфоне или уговорить человека перевести деньги через банкомат на подставной счет. В этих и других схемах телефонного обмана разбирался корреспондент VN.ru.

— Мне позвонили якобы из банка, обратились по имениотчеству, назвали четыре последние цифры моего телефона. Сообщили, что была подозрительная транзакция и средства находятся под угрозой, — рассказывает правозащитник Евгений Казанцев. — Они стали выведывать подробности — сколько денег на счетах, есть ли карта этого банка или других банковпартнеров? Мошенники сообщили, что деньги нужно обналичить и перевести на счет временного хранения через банкомат и что делать это нужно только в режиме телефонной связи, никому из сотрудников банка не говорить, так как денежные средства под угрозой.

21_4a457633fc52c4a61b5a23ab3ab5fede.jpg

Правозащитник Евгений Казанцев стал одним из тех, кому поступил звонок от псевдобанковских служащих. Фото из архива ИД «Советская Сибирь»

«Обналичить в полном объеме»

Евгений стал одним из многих россиян, кому поступил звонок от псевдо банковских служащих. Мошенники не представляли, что попали на человека опытного и готового дать отпор. Евгений изобразил идеальную жертву. Чтобы подогреть аппетит воров, он обмолвился про 3,5 миллиона на своей банковской карте.

Примечательно, что, по словам Евгения, мошенники даже прислали SMS-сообщение с номера банка для убедительности! Аудиозапись разговора с аферистами очень интересно послушать.

«Мы зафиксировали несанкционированный вход в ваш личный кабинет из Воронежа, — сообщают потенциальной жертве мошенники. — Скажите, сейчас вы находитесь в Воронеже? Была попытка перевода семи тысяч рублей на имя другого лица. Ваши денежные средства под угрозой. Необходимо обналичить средства в полном объеме, а потом разместить их на счету резервного хранения банка на срок от 7 до 15 дней. Номер счета, куда надо перевести все деньги, вам сообщат на линии, то есть по телефону».

Мошенники рассчитывают ошеломить и напугать, комментирует Евгений Казанцев. Чтобы человек не думал и действовал максимально импульсивно. В случае с нашим собеседником им не повезло: афера провалилась. Мужчина несколько дней водил мошенников за нос. Ошеломить и обмануть его негодяям не удалось, тем более что счета в данном банке он уже закрыл.

Утечка данных в банке может быть причиной? 

— Сегодня позвонили мне в четвертый раз, — рассказывает Евгений. — Правда, сами выдали себя, потому что звонок был в 11 часов по московскому, а не по новосибирскому времени. Поправились, извинились. Какое-то время назад в банке, которым они прикрываются, произошла утечка персональных данных нескольких миллионов россиян. Думаю, ноги растут оттуда.

В полицию Евгений пока не обращался.

— Не вижу смысла, — объясняет наш собеседник. — Физически мошенников найти будет сложно. Они могут сидеть где угодно, даже в Парагвае.

Как защитить себя?

Сотрудники службы безопасности банков предупреждают: вышеописанные звонки — распространенная схема мошенничества. Но существует и ряд других.

Вам звонит незнакомец. Номер входящего очень похож на номер банка, а человек представляется «сотрудником службы безопасности банка». Как правило, у мошенников есть возможность звонить с номеров, похожих на официальные номера кредитных организаций. Злоумышленники могут поменять одну цифру в номере в надежде, что вы не заметите подвоха.

Мошенник сообщает, что «банк выявил подозрительную операцию» или «в системе произошел сбой», и просит у вас полные данные карты, CVV- или CVC-код, код
из SMS или пароль мобильного приложения банка. Это нужно якобы «для сохранности ваших денег». Для убедительности говорит: «Мы звоним с официального номера, проверьте на сайте. В целях конфиденциальности я включаю программу-робот, которая защитит ваши конфиденциальные данные» (вы слышите в трубке легкий шелест). Называет ваши персональные данные и просит перевести деньги «на защищенный счет, который закреплен за персональным менеджером». «Это нужно для безопасности, а потом вы сможете вернуть деньги», — обещает он.

Что делать? Заранее запишите настоящий номер своего банка в адресную книгу телефона. Если звонок будет с другого номера, он отобразится как неизвестный. Не совершайте никаких операций по инструкциям звонящего. Все операции для защиты карты сотрудник банка делает сам. Сразу заканчивайте разговор. Работник банка никогда не попросит у вас секретные данные карты или интернет-банка. Если вы самостоятельно сделаете перевод, деньги вернуть не получится.

Фотографии статьи