Идеальная жертва
Новосибирец «развел» мошенников, сообщив про миллионы в банке
Жулики звонят новосибирцам, представляясь сотрудниками известного банка. Они стремятся получить доступ к личному кабинету в смартфоне или уговорить человека перевести деньги через банкомат на подставной счет. В этих и других схемах телефонного обмана разбирался корреспондент VN.ru.
— Мне позвонили якобы из банка, обратились по имениотчеству, назвали четыре последние цифры моего телефона. Сообщили, что была подозрительная транзакция и средства находятся под угрозой, — рассказывает правозащитник Евгений Казанцев. — Они стали выведывать подробности — сколько денег на счетах, есть ли карта этого банка или других банковпартнеров? Мошенники сообщили, что деньги нужно обналичить и перевести на счет временного хранения через банкомат и что делать это нужно только в режиме телефонной связи, никому из сотрудников банка не говорить, так как денежные средства под угрозой.
Правозащитник Евгений Казанцев стал одним из тех, кому поступил звонок от псевдобанковских служащих. Фото из архива ИД «Советская Сибирь»
«Обналичить в полном объеме»
Евгений стал одним из многих россиян, кому поступил звонок от псевдо банковских служащих. Мошенники не представляли, что попали на человека опытного и готового дать отпор. Евгений изобразил идеальную жертву. Чтобы подогреть аппетит воров, он обмолвился про 3,5 миллиона на своей банковской карте.
Примечательно, что, по словам Евгения, мошенники даже прислали SMS-сообщение с номера банка для убедительности! Аудиозапись разговора с аферистами очень интересно послушать.
«Мы зафиксировали несанкционированный вход в ваш личный кабинет из Воронежа, — сообщают потенциальной жертве мошенники. — Скажите, сейчас вы находитесь в Воронеже? Была попытка перевода семи тысяч рублей на имя другого лица. Ваши денежные средства под угрозой. Необходимо обналичить средства в полном объеме, а потом разместить их на счету резервного хранения банка на срок от 7 до 15 дней. Номер счета, куда надо перевести все деньги, вам сообщат на линии, то есть по телефону».
Мошенники рассчитывают ошеломить и напугать, комментирует Евгений Казанцев. Чтобы человек не думал и действовал максимально импульсивно. В случае с нашим собеседником им не повезло: афера провалилась. Мужчина несколько дней водил мошенников за нос. Ошеломить и обмануть его негодяям не удалось, тем более что счета в данном банке он уже закрыл.
Утечка данных в банке может быть причиной?
— Сегодня позвонили мне в четвертый раз, — рассказывает Евгений. — Правда, сами выдали себя, потому что звонок был в 11 часов по московскому, а не по новосибирскому времени. Поправились, извинились. Какое-то время назад в банке, которым они прикрываются, произошла утечка персональных данных нескольких миллионов россиян. Думаю, ноги растут оттуда.
В полицию Евгений пока не обращался.
— Не вижу смысла, — объясняет наш собеседник. — Физически мошенников найти будет сложно. Они могут сидеть где угодно, даже в Парагвае.
Как защитить себя?
Сотрудники службы безопасности банков предупреждают: вышеописанные звонки — распространенная схема мошенничества. Но существует и ряд других.
Вам звонит незнакомец. Номер входящего очень похож на номер банка, а человек представляется «сотрудником службы безопасности банка». Как правило, у мошенников есть возможность звонить с номеров, похожих на официальные номера кредитных организаций. Злоумышленники могут поменять одну цифру в номере в надежде, что вы не заметите подвоха.
Мошенник сообщает, что «банк выявил подозрительную операцию» или «в системе произошел сбой», и просит у вас полные данные карты, CVV- или CVC-код, код
из SMS или пароль мобильного приложения банка. Это нужно якобы «для сохранности ваших денег». Для убедительности говорит: «Мы звоним с официального номера, проверьте на сайте. В целях конфиденциальности я включаю программу-робот, которая защитит ваши конфиденциальные данные» (вы слышите в трубке легкий шелест). Называет ваши персональные данные и просит перевести деньги «на защищенный счет, который закреплен за персональным менеджером». «Это нужно для безопасности, а потом вы сможете вернуть деньги», — обещает он.
Что делать? Заранее запишите настоящий номер своего банка в адресную книгу телефона. Если звонок будет с другого номера, он отобразится как неизвестный. Не совершайте никаких операций по инструкциям звонящего. Все операции для защиты карты сотрудник банка делает сам. Сразу заканчивайте разговор. Работник банка никогда не попросит у вас секретные данные карты или интернет-банка. Если вы самостоятельно сделаете перевод, деньги вернуть не получится.