USD 99.2295 EUR 103.2997
 

Верните нам кино!

Наталья БАРАБАНОВА
Фото Натальи БАРАБАНОВОЙ
Фото Натальи БАРАБАНОВОЙ

Пробная пошла! Киностудийцы, подвиньтесь ближе! Элла Давлетшина, руководитель Дома документального кино, торжественно запустила мувиолу. Этот аппарат для монтажа 35-миллиметровой кинопленки приехал к нам в Новосибирск из Читы, был восстановлен ветераном Сибирской студии кинохроники Анатолием Антоновым.

20 декабря в Дом документального кино пришли журналисты и бывшие сотрудники Западно-Сибирской киностудии, чтобы увидеть это чудо техники. Как только пленка была заправлена в аппарат, Анатолий Антонов начал крутить ручку мувиолы, и на ее экране появилось изображение. Можно было представить себя режиссером, выбирающим кадры для своего будущего фильма.

Ветераны кино увлеченно делились воспоминаниями. «В 78-м я так каждый кадр смотрела», — доносится из зала. «А помните, как репортерам приходилось работать с такими микрофонами? — поднимается с места Валерий Соловьев, звукорежиссер студии, заставший то время, когда киножурнал «Сибирь на экране» монтировали на мувиоле. — Кажется, фотографии даже есть, где я с таким в руках». «Хорошие были микрофончики», — соглашается Элла Давлетшина.

Вспомнили телевизионщики, как снимали выступления запрещенного Александра Галича и кто хранил эти кадры.

Рядом со мной сидел Владимир Барсуков, главный инженер киностудии. По словам его коллег, он мог в критической ситуации буквально голыми руками протянуть кинопленку в проявочной машине, а также в любом месте, выбранном для съемок, правильно выставить свет.

«А вот колонка-то не отсюда, она не такая была, другая», — замечает Валерий Соловьев, разглядывая мувиолу. «Но вообще чудо, что Толя ее отремонтировал. Я, честно говоря, не верила», — признается Элла Давлетшина.

По словам работников киностудии, самым большим неудобством при работе с мувиолой было то, что она позволяла просматривать за один раз не больше 30 метров отснятого материала. Затем корзина, предназначенная для сбрасывания позитива (тип кинопленки), наполнялась до краев. И пленку приходилось вручную наматывать на катушку. Кто-то предположил, что именно от этих корзин для мувиол и произошла корзина Windows.

Первый цветной фильм, который смонтировали при помощи мувиолы в нашем городе, назывался «В садах Сибири» (1955 г.), затем на экраны вышел «В долинах Мрас-Су» (1959 г.), пленка с ним до сих пор хранится в музее. Более ста фильмов тех времен уже оцифрованы сибирскими киношниками, их можно увидеть в Доме документального кино (ул. Романова, 26).

Мувиола появилась на свет в 1924-м, в этом же году был снят знаменитый фильм «Красный газ» по роману Владимира Зазубрина «Два мира» — в честь пятилетия освобождения Новониколаевска от белогвардейцев. Так что в 2019 году у «старушки» юбилей — 95 лет. Мувиола, которую показали ветеранам кино и журналистам, хранилась в гараже у режиссера Андрея Шаронова. «Когда-то мы привезли ее из Иркутска в Читу, там и оставили», — поделилась воспоминаниями Элла Давлетшина.

А еще рассказала, что два дня назад в музее Дома документального кино появилось австрийское пианино XIX века. Его привез в Новосибирск во время Великой Отечественной войны один из музыкантов Ленинградской филармонии. Сотрудники музея давно хотели в свою коллекцию именно такой экспонат. А под Новый год желания, как известно, сбываются…

Презентация кинотехники XX века уже подходила к концу. Журналисты рассматривали кинокамеры «Конвас», «Кинор», «Аймо» военных времен и легендарную «Родину», которая была на заставке киножурнала «Сибирь на экране» многие годы. Снимали отслужившие свой век аппараты современной фото- и видеотехникой, задавали вопросы. И вдруг руководитель Дома документального кино бодро скомандовала: «Толя, запускай! Как это так, у нас сегодня не потрещит кинопроектор?» И на экране начался один из выпусков киножурнала.

Я смотрела на черно-белые кадры и вдруг осознала, сколько труда понадобилось, чтобы их снять и смонтировать. А бывшие работники Западно-Сибирской киностудии продолжали вспоминать, как все это делалось раньше, и громко просили, когда фильм закончился: «Верните нам кино!»

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Элла Давлетшина:
— В наше время люди, которые снимали на кинопленку, были уникальны. Знаете почему? С одной стороны, они имели дело с железом — таким грубым материалом, при помощи которого снимался фильм: камеры тяжелые, штативы тоже, сама кинопленка тоже весила не один килограмм — все это необходимо привезти на место съемки, правильно поставить свет. С другой стороны, нужно было уметь поддержать, успокоить героев, которых ты снимаешь, чтобы они не волновались. И в этот момент киношники становились очень чуткими, потому что они создавали искусство, а тогда кино действительно было искусством.