Верните нам кино!
Пробная пошла! Киностудийцы, подвиньтесь ближе! Элла Давлетшина, руководитель Дома документального кино, торжественно запустила мувиолу. Этот аппарат для монтажа 35-миллиметровой кинопленки приехал к нам в Новосибирск из Читы, был восстановлен ветераном Сибирской студии кинохроники Анатолием Антоновым.
20 декабря в Дом документального кино пришли журналисты и бывшие сотрудники Западно-Сибирской киностудии, чтобы увидеть это чудо техники. Как только пленка была заправлена в аппарат, Анатолий Антонов начал крутить ручку мувиолы, и на ее экране появилось изображение. Можно было представить себя режиссером, выбирающим кадры для своего будущего фильма.
Ветераны кино увлеченно делились воспоминаниями. «В 78-м я так каждый кадр смотрела», — доносится из зала. «А помните, как репортерам приходилось работать с такими микрофонами? — поднимается с места Валерий Соловьев, звукорежиссер студии, заставший то время, когда киножурнал «Сибирь на экране» монтировали на мувиоле. — Кажется, фотографии даже есть, где я с таким в руках». «Хорошие были микрофончики», — соглашается Элла Давлетшина.
Вспомнили телевизионщики, как снимали выступления запрещенного Александра Галича и кто хранил эти кадры.
Рядом со мной сидел Владимир Барсуков, главный инженер киностудии. По словам его коллег, он мог в критической ситуации буквально голыми руками протянуть кинопленку в проявочной машине, а также в любом месте, выбранном для съемок, правильно выставить свет.
«А вот колонка-то не отсюда, она не такая была, другая», — замечает Валерий Соловьев, разглядывая мувиолу. «Но вообще чудо, что Толя ее отремонтировал. Я, честно говоря, не верила», — признается Элла Давлетшина.
По словам работников киностудии, самым большим неудобством при работе с мувиолой было то, что она позволяла просматривать за один раз не больше 30 метров отснятого материала. Затем корзина, предназначенная для сбрасывания позитива (тип кинопленки), наполнялась до краев. И пленку приходилось вручную наматывать на катушку. Кто-то предположил, что именно от этих корзин для мувиол и произошла корзина Windows.
Первый цветной фильм, который смонтировали при помощи мувиолы в нашем городе, назывался «В садах Сибири» (1955 г.), затем на экраны вышел «В долинах Мрас-Су» (1959 г.), пленка с ним до сих пор хранится в музее. Более ста фильмов тех времен уже оцифрованы сибирскими киношниками, их можно увидеть в Доме документального кино (ул. Романова, 26).
Мувиола появилась на свет в 1924-м, в этом же году был снят знаменитый фильм «Красный газ» по роману Владимира Зазубрина «Два мира» — в честь пятилетия освобождения Новониколаевска от белогвардейцев. Так что в 2019 году у «старушки» юбилей — 95 лет. Мувиола, которую показали ветеранам кино и журналистам, хранилась в гараже у режиссера Андрея Шаронова. «Когда-то мы привезли ее из Иркутска в Читу, там и оставили», — поделилась воспоминаниями Элла Давлетшина.
А еще рассказала, что два дня назад в музее Дома документального кино появилось австрийское пианино XIX века. Его привез в Новосибирск во время Великой Отечественной войны один из музыкантов Ленинградской филармонии. Сотрудники музея давно хотели в свою коллекцию именно такой экспонат. А под Новый год желания, как известно, сбываются…
Презентация кинотехники XX века уже подходила к концу. Журналисты рассматривали кинокамеры «Конвас», «Кинор», «Аймо» военных времен и легендарную «Родину», которая была на заставке киножурнала «Сибирь на экране» многие годы. Снимали отслужившие свой век аппараты современной фото- и видеотехникой, задавали вопросы. И вдруг руководитель Дома документального кино бодро скомандовала: «Толя, запускай! Как это так, у нас сегодня не потрещит кинопроектор?» И на экране начался один из выпусков киножурнала.
Я смотрела на черно-белые кадры и вдруг осознала, сколько труда понадобилось, чтобы их снять и смонтировать. А бывшие работники Западно-Сибирской киностудии продолжали вспоминать, как все это делалось раньше, и громко просили, когда фильм закончился: «Верните нам кино!»
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Элла Давлетшина:
— В наше время люди, которые снимали на кинопленку, были уникальны. Знаете почему? С одной стороны, они имели дело с железом — таким грубым материалом, при помощи которого снимался фильм: камеры тяжелые, штативы тоже, сама кинопленка тоже весила не один килограмм — все это необходимо привезти на место съемки, правильно поставить свет. С другой стороны, нужно было уметь поддержать, успокоить героев, которых ты снимаешь, чтобы они не волновались. И в этот момент киношники становились очень чуткими, потому что они создавали искусство, а тогда кино действительно было искусством.