USD 99.6125 EUR 103.9416
 

Креативный профиль будущего

Светлана ФРОЛОВА

Высшая школа отзывается на запросы региона: о кадрах, проектах и комфортной среде

Выпускников Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова (НГУАДИ) можно встретить в органах власти, проектных институтах, креативных бюро, творческих мастерских. Мастер-план, девелоперский проект, дизайн-код, бренд для продвижения, архитектурная концепция, проектная документация, средовой, промышленный дизайн, визуализация данных и интерфейса, интерьер, произведения искусства — их вклад в экономику.

С Натальей Багровой, ректором НГУАДИ, разбираемся, каким вектором развития движется вуз в творческом авангарде высшей школы России.

Новый импульс пятилетки

— Выборы ректора придают импульс стратегическому планированию, — объясняет регулярную актуализацию программы развития вуза Наталья Багрова. — Мы готовим кадры для завтрашней экономики, поэтому генерируем идеи для совершенствования знаний и качества подготовки, сверяя свою интуицию с социальными перспективами. Вдохновение профессорского коллектива, преподавателей — мастеров искусств в этом имеет ведущее значение. Предвыборные предложения кандидатов — «мост» в будущее с опорой на заделы и база на пятилетки вперед.

Мы развиваем вектор, намеченный ранее: «узкий» метод практико-ориентированных программ с опорой на широкий академический фундамент. В партнерстве с ведущими представителями реального сектора экономики Новосибирской области практический опыт и теоретические знания взаи­модействуют с прогностическими исследованиями в апробации и внедрении. Подтверждение — в выступлении министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова. Поиск профессиональной специализации ведется с первого дня учебы первокурсника. Воспитание эмпатии в наблюдениях и коммуникации помогает развивать креативность, насмотренность и тонкий вкус, способность к пониманию социального заказа и тенденций культуры.

Подход мы отрабатываем в Индустриальном научно-образовательном комплексе Н­ГУАДИ, где в сотрудничестве старшекурсников с индустриальными партнерами создается конкретный экономический результат, достижимый благодаря научно-методической работе профессоров над возможностями системного включения студентов в производственный процесс. В качестве примера можно привести стратегический проект Н­ГУАДИ «Бережливое производство для предприятий Новосибирской области», нацеленный на улучшение условий труда, доступность услуг и эффективность работы предприятий региона. Мы встроились в уже сложившуюся позитивную практику Новосибирской области и оказываем помощь в реа­лизации федеральных проектов и региональных программ развития. Наше участие заключается в предпроектных исследованиях, разработке дизайн-кода корпоративной культуры, брендбука, организации пространства и предметной среды производства на основе бизнес-анализа. Подход применим во всех отраслях и сферах приложения труда. Цель НГУАДИ — выпуск бакалавров с не менее чем трехлетним опытом реальной работы, личными результатами и уверенностью в перспективах востребованности.

Наши выпускники нужны во всех регионах России и за рубежом, при этом мы изучаем особенности «домашнего» закрепления высококлассных специалистов в Сибири.

Что делать с дефицитом кадров?

Архитекторов, градостроителей и дизайнеров обучают в более чем 80 государственных вузах России, — говорит ректор университета. — Но профильных вузов в России всего три: это МАРХИ, УралГАХУ и НГУАДИ. Между тем сегодня экономике остро нужны специалисты с компетенциями в диапазоне от предметного дизайна до пространственного развития и от концептуального проектирования до прикладной информатики.

Вокруг креативного производства складывается своего рода ноосфера — комплекс реа­лизации креативного производства. Один «креативщик» создает пул сервисных рабочих мест.

Новосибирская область обладает геостратегическим потенциалом, располагаясь в срединном часовом поясе России на «перекрестке семи дорог», представляя собой масштабный промышленно-логистический хаб, аккумулирующий большие потоки: через нас движутся люди, информация, товары, услуги, идеи и впечатления; к нам едут с бизнес-миссией, едут учиться и оздоравливаться, отдыхать и развиваться культурно, а скоро и проводить научные эксперименты на СКИФ! Придание этому движению «добавленной стоимости» в креативном производстве — наша ниша. Потенциал новосибирского Академгородка, качественный состав населения благоприятствуют собственному уникальному наукоемкому креативному производству.

Полагаю, наукоемкий дизайн в широком смысле должен стать ключом в региональной стратегии. Современный эстетический облик узловых городских пространств, высокая культура сервиса и гостеприимства, автоматизация и информатизация повседневности, упаковки, продвижения товаров и информации — такой видится Новосибирская область.

О компетенциях и моноблоках-трансформерах

— На рынке труда нарастает дифференциация компетенций, — продолжает На­талья Викторовна. — Требования к квалификации повышаются экспоненциально. При этом персональные траектории в творческих сферах ветвятся многократно. Мы настраиваем молодежь на раннее включение, поиск творческого кредо: работать сразу вдохновенно, азартно, с полной отдачей, ведь им предстоит продолжить строить новую Россию, которая по достоинству займет справедливое значительное место в новом мире.

Радует наша творческая молодежь! Стараюсь учиться их нетривиальному взгляду. В качестве примера: для сельских территорий, вопреки типологическим «канонам» архитектурной теории, они предлагают многофункциональные энергоэффективные «моноблоки». И если нам удастся преодолеть пресловутые межведомственные бюджетные барьеры, то архитектурный облик современного села кардинально обновится. Новая образовательная и культурно-воспитательная среда в едином комплексе-трансформере с гибкой планировочной структурой, объединяющей школьные помещения с комплексом дополнительного образования и спорта, учреждениями культуры и окружающими рекреационными пространствами, неминуемо усовершенствуют педагогические подходы. Покорив сердца родителей, учителей, воспитателей уважительным отношением к детству на селе, а затем к условиям труда на сельских предприятиях, задав через визуальные и функциональные качества среды гармоничный и мудрый «стиль» сельской жизни, мы побудим их подумать, прежде чем покидать свое «корневое место».

Другим примером может служить новый тип фельдшерско-акушерского пункта с комплексом аптеки и помещений для проживания семей докто­ров. Честно говоря, прообразом «нового забытого старого» послужила амбулатория, которой руководила моя бабушка в период освоения целинных земель.

Мы и дальше будем развивать тему архитектуры «сибирских многофункциональных моноблоков» для малонаселенных пунктов.

Город будущего и его архитектор

— Город должен быть безопасным, функционально удобным, демонстрировать уважение к людям — гостям и хозяе­вам, взрослым и детям, массовым людским потокам и уединенности, транслировать дружелюбие и оптимизм, укреп­лять жизненные силы и обеспечивать условия гармоничной совместности людей, животного и растительного мира, мира машин, а в будущем и разного вида интеллектов.

В креативных профессиях считаю самым главным умение вдуматься и вчувствоваться, объяснить и реализовать проектные предложения, убеждать и настаивать на законности и общественной пользе принятых пространственных решений. За каждой линией на мониторе компьютера стоит труд многих людей и концентрация ресурсов. Наши выпускники должны быть готовы трудиться день и ночь, перерабатывая горы «отвальной руды» в поиске оптимума, чтобы выйти с творческим манифестом в город. Неудачную картину можно спрятать, песню — не слушать, а здание?

Комфортная среда требует высокого профессионализма, личной порядочности и культуры, основанной на ценности искреннего служения обществу и профессии.

Креативное производство — социально ответственная работа с прошлым, настоящим и будущим. Обеспечить эту связь — задача творческой молодежи.