USD 99.6125 EUR 103.9416
 

Дорога и преодоление, объединившие  поколения

Алёна КОВРОВА
Взвод по сигналу офицера сдвигает рельсовое полотно ломами. Фото из книги Александра Барсукова «Мои Дороги»
Взвод по сигналу офицера сдвигает рельсовое полотно ломами. Фото из книги Александра Барсукова «Мои Дороги»

Наш земляк и участник событий вспоминает, как советская молодёжь строила новую жизнь в вечной мерзлоте

Холод, пробирающий до костей, загонял молодых офицеров — строителей БАМа ночью под матрасы. В вагончике на несколько человек устанавливали буржуйку. Возле нее было жарко, а п­оодаль — уже зябко. Бывало, что дежурный солдатик-истопник ночью засыпал возле нее, и тогда к утру жарко ему становилось от негодования сослуживцев.

Такой зарисовкой из своей молодости поделился с нами в пути на церемонию вручения «Книги для Тёмы» в Коченёвской райбольнице Александр Барсуков, депутат Законодательного собрания Новосибирской области, заслуженный строитель Российской Федерации, доктор транспорта Российской академии транспорта, почетный дорожник России.

В полчаса нашего пути, конечно, трудно было уместить все воспоминания. Вопрос о БАМе к Александру Филипповичу возник не случайно, а под впечатлением от прочтения его автобиографичной книги «Мои дороги», выпущенной в свет в 2024 году. Одна из глав весьма любопытного тома посвящена Байкало-Амурской магистрали, а точнее связанному с ней яркому эпизоду из жизни автора. Как говорит парламентарий, это было преодоление и испытание на выносливость ради великой цели — прокладки железнодорожного пути по труднодоступным местам.

БАМ спустя годы остается дорогой к полезным ископаемым и ресурсам, а также отдаленным населенным пунктам. Кстати, на этом пути советская молодежь возвела немало станционных поселков, в которых люди живут, обслуживают дорогу и разрабатывают месторождения до сих пор.

Хабаровск? Нет, и всё же да — Хабаровский край

На тяжелую работу в труднодоступные места советская молодежь в 1974 году ехала на всесоюзную комсомольскую стройку. Первый состав — 600 человек — отправился в путь прямо с XVII съезда ВЛКСМ. Строительство магистрали не только способствовало развитию и освоению советских территорий, по которым она прокладывалась, но и давало толчок к улучшению отношений с Китаем: БАМ являлся альтернативой Транссибу. Проект был крайне сложным, потому что реализовывать замысел нужно было в условиях вечной мерзлоты, крайне пересеченной местности.

Александр Барсуков после окончания Сибирского государственного университета путей сообщения (тогда Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта — прим. ред.), в звании лейтенанта, отправился служить в Хабаровский корпус железнодорожных войск. По распределению там ему предложили службу в Молдавии, Азербайджане, Волгограде — последний и выбрал, но! В августе 1974 года, поднятый по тревоге вместе с сослуживцами, в эшелоне с техникой со станции Черусти (Московская область — прим. авт.), где проводили электрификацию дороги, отправился на стройку БАМа. Ехали ночью. Днем железнодорожные пути были загружены другими составами, следовавшими также на строительство магистрали. В пункт назначения, на станцию Ургал в Хабаровском крае, эшелон прибыл почти через месяц — 8 сентября.

052-13-05.jpg

— На Восточном участке мы оказались пионерами, — рассказывает Барсуков. — Нас там никто не ждал со всем готовым. Указали направление — вперед шесть километров по тайге к точке дислокации батальона. Естественно, жилья не было. Мы две недели прорубали путь в лесу, прокладывали дорогу. В итоге добрались до площадки, отсыпали ее, пригнали технику и стали обустраиваться.

На станцию Ургал приво­зили сборно-щитовые дома и стройматериалы. Их разгрузку и транспортировку производили военные. Первостепенной задачей стало обеспечение нормальной жизни служащих. Это было уже зимой.

Там нет условий для гражданских

Александр Барсуков вместе с мостовой ротой был переброшен в поселок Чегдомын. Там нужно было отремонтировать и обустроить двухэтажный деревянный дом для размещения корпуса из Харькова. Параллельно требовалось построить госпиталь, городок для роты обслуживания — мастерские, гаражи для машин.

052-13-02.jpg

Выгрузка железобетонных изделий на станции Ургал. Сентябрь 1974 года. Фото: архив Александра Барсукова

— Мы расчищали снег, делали подсыпку из шлака, щебня и камней, возводили сборно-щитовые домики. Обустраивали госпиталь, строили гараж, казармы, госпиталь на голом месте. Справились к весне, пережив суровую зиму. Мне запомнился конец декабря — начало января: недели две морозы стоя­ли 54–60 градусов. Нас экипировали: выдали валенки, меховые носки, полушубки, теп­лое белье, свитера и шапки меховые. Если в момент работы на воздухе оказывался нос, тут же из-за конденсата вырастала сосулька, — вспоминает Александр Филиппович.

Тогда-то и пришлось военнослужащим спать в теплом белье, накрываться полушубками, чтобы сохранить тепло.

— Мы понимали, что комфортное проживание в наших руках, поэтому строительство шло ударными темпами. К весне батальон уже мог жить автономно. Стояли котельная, магазин, пекарня, склады и даже начальная школа. Тогда мы начали строить звеносборочную базу для подготовки плетей железнодорожного пути, — рассказывает Александр Барсуков.

052-13-03.jpg

Лютые бамовские зимы с морозами под 60 и дикими снеговыми заносами — в таких условиях прокладывали дорогу солдаты. Фото: архив Александра Барсукова

К июню на будущем перегоне уже красовалась насыпь, на которую начали укладывать железнодорожный путь. Темпы работы были буквально ударными. Железнодорожные вой­ска строили самый сложный, восточный участок БАМа от Ургала на Комсомольск, около 800 километров. Сегодня там уже современные солдаты прокладывают вторую ветку. Почему задействуют военных? Потому что нормальных условий для гражданских там нет.

Состоялись в жизни все, потому что работали на совесть

Александр Филиппович вспоминает: на стройке БАМа были люди из всех республик.

— Некоторые сослуживцы привозили свои семьи. Так рождались поселки. Интересно было наблюдать, как на пустом месте после тебя остается след, — вспоминает наш герой.

Сам Александр Барсуков родился и вырос в старинной Крохалёвке Коченёвского района. Избалованным не был, к труду привык, поэтому походная жизнь его не угнетала. Мог так и остаться на стройке после окончания службы — предлагали должность главного инженера, но дома, в Новосибирске, ждали жена и дочь.

С тех пор прошло много лет. На месте, где в 1974 году дислоцировался батальон, живут люди, обслуживают «железку», работают на предприятиях по добыче ископаемых. Иногда Александр Филиппович думает съездить в те места — интересно. В этом году в Новосибирской области формировали делегацию на поезд в Тынду — это западный участок БАМа, где с размахом отметили 50-летний юбилей магистрали, даже открыли мемориал строителям. Может, и на восточном участке возникла бы памятная отметка истории? Вот и будет повод для путешествия.

052-13-04.jpg

Фото из книги Александра Барсукова «Мои Дороги»

Стройка века — БАМ в воспоминаниях нашего собеседника — часть богатой биографии строителей магистрали и великое событие для страны.

— А ведь когда мы строили дорогу, бытовало мнение, что это дорога в никуда, — вспоминает наш герой. — Жизнь же показала, что она стала необходимой. Сегодня стоит крайне важная задача построить вторые пути для увеличения грузопотока на Восток. И она будет решена.

Связь с бамовцами Александр Барсуков поддерживает до сих пор: «Все стали достойными людьми, состоялись в жизни, потому что, видимо, с молодых лет работали на совесть и с полной отдачей».