Столица красного Солнца
О Новосибирске и жители, и гости порой спорят до хрипоты: одни восхищаются его мощью и размахом и искренне считают столицей Сибири, другие, наоборот, обвиняют город на Оби в том, что он серый, мрачный и скучный. Понятно, что сколько людей, столько и мнений. Писатель и краевед Игорь Маранин, к примеру, убежден, что здания и улицы сами по себе мало кого интересуют, интересными их делает история. И в этом смысле у Новосибирска очень даже неплохой потенциал.
— Игорь Юрьевич, как вы считаете, насколько справедливы те, кто обвиняет наш город в серости и унылости?
— Что уж говорить, доля правды в таких рассуждениях есть. Но дело в том, что Новосибирск и девятнадцатый-то век застал совсем чуточку, не говоря о более ранних периодах. Классической архитектуры у нас нет. Нам еще повезло, что у нас работал Крячков, а то хуже было бы. И такой еще момент. Что видит человек, который едет из аэропорта на автовокзал, чтобы отправиться отдыхать на Горный Алтай? Да практически ничего. Город интересен, когда у него есть история. У Новосибирска она есть — у каждой улицы, у каждого здания. В двадцатые годы, например, тут хотели построить коммунистический город, город-сад.
— Так Маяковский вроде про Новокузнецк писал?
— Да, это так. Но тогда идея создания городов нового типа витала по всей стране. У нас был такой архитектор Иван Иванович Загривко. Уникальный человек, воевал на Русско-японской войне, ходил в штыковую атаку, прожил больше ста лет. Именно ему мы обязаны существованием главной площади Новосибирска — площади Ленина, и именно он создал первый генеральный план застройки. Планы были грандиозные: озеленить город, возвести современные здания, мачты для дирижаблей и так далее. Вообще, в двадцатые годы прошлого века Новосибирск рос быстрее, чем Москва. Именно тогда были возведены знаменитые городские здания, например, Стоквартирный дом, Дом с часами и другие. Я рассказываю об этом в моей книге «Город красного Солнца».
Но концепцию возведения коммунистического города удалось воплотить в жизнь лишь частично. Например, на Красном проспекте, напротив бывшего Дома быта, построили дома Кузбассугля. По тем временам это было крупное, мощное, богатое предприятие, вроде как «Газпром» сегодня. Для его руководства возвели дома со всеми удобствами, причем территория квартала была огорожена забором, а вход охранял милиционер. А для простых смертных возвели соцгородок при заводе «Сибсельмаш», а также дома на улице Челюскинцев.
Тогда вообще было много идей, которые сегодня могут показаться странными. Например, строили дома без кухонь — хотели освободить женщин от кухонного рабства. Но ничего из этого не вышло. Столовые тоже строили, но кормили там ужасно, вот и приходилось женщинам все равно готовить у себя в комнате на примусе. Сейчас тоже квартиры-студии строят. Так что ничто не ново под луной.
— Часто наш город называют столицей Сибири, но на то же звание претендует и Красноярск. Как вы думаете, кто прав?
— Ну, Новосибирск и был столицей — сначала всей Сибири, потом Западной Сибири, это затем, в 1937 году, Западно-Сибирский край разделили на области. Это неоспоримый факт. Так что Новосибирск — историческая столица Сибири. Думали сделать наш город речной столицей, соединив Обь с Камой через Иртыш и Тару. Если же говорить о Красноярске, то, безусловно, этот регион богаче, чем наш. Но Новосибирск живет более насыщенной культурной жизнью. Я был участником автопробега Владивосток — Таллин, посвященного «Тотальному диктанту», и в том числе побывал и в Красноярске. Я спрашивал его жителей о столичном статусе, но они больше отшучивались, особенно молодежь. Я бы сказал, что красноярцы как-то проще относятся к этому вопросу, чем мы, новосибирцы. Новосибирск — столица? Ну и ладно.
А вот жители нашего города эту тему порой воспринимают достаточно болезненно. Помню, я был участником литературного фестиваля «Белое пятно». Там один питерский писатель читал лекцию про города и упомянул Новосибирск — это, мол, что-то вроде Рязани. Как все возмутились! Даже водитель, который привез журналистов на эту встречу и тихонечко дремал в уголке, проснулся и с гневом возразил — был я в Рязани, ничего общего с Новосибирском! А вообще я заметил, что жители других регионов Сибири порой относятся к новосибирцам примерно так, как мы сами относимся к москвичам. То есть считают жителей нашего города снобами. Не все и не везде, конечно, но бывает.
— Недавно у Новосибирска появился свой дизайн-код — постановление об этом подписал и. о. мэра Геннадий Захаров. Этот документ регламентирует размещение рекламных и информационных конструкций в городе. Как вы считаете, это изменит Новосибирск в лучшую сторону?
— Я не дизайнер и не архитектор, поэтому мне трудно судить. Но если говорить в целом, то я считаю, что нашему городу необходимо больше чистоты и зелени. Будет зелено и чисто — будет и красиво. Я достаточно скептически отношусь ко всем этим вещам. Вот сейчас в социальных сетях все обсуждают новый логотип Санкт-Петербурга. Говорят, на его разработку семь миллионов потратили. Думаю, эти деньги можно было бы израсходовать с большей пользой. Хотя логотип Новосибирска, разработанный к 125-летнему юбилею города, мне нравится. Думаю, что стиль нашего города — это конструктивизм или что-то в духе Кандинского.
На площади Свердлова, где сегодня оживленное движение, раньше можно было увидеть стадо баранов. Фото предоставлены Игорем МАРАНИНЫМ
Хотя город очень разный, он распадается на различные ядра, такая у него особенность. Впрочем, это вполне понятно — он и формироваться начал в двух разных местах, возле моста у Каменки и у станции Обь. Потом начали застраивать левый берег, где появились очень самобытные районы, та же Расточка; из застройки в районе станции Инская родилась Первомайка, потом появился Академгородок. В пятидесятые годы прошлого века вообще хотели разделить Новосибирск на два города и назвать левобережную часть Андреевском в честь одного из членов политбюро ЦК КПСС. И возможно, это не было лишено смысла, хотя бы с точки зрения управления.
— В своих книгах вы исследуете современный городской фольклор, рассказываете легенды Новосибирска. А нельзя ли как-то использовать этот пласт народного творчества для создания имиджа Новосибирска?
— Конечно можно. Я скажу больше: это уже используется. Все, наверное, знают место под названием Чертово городище возле станции метро «Октябрьская». Холм возле впадения Каменки в Обь очень удобен для жизни, еще в средние века там селились люди народа цаттыр, или чатские татары. Есть легенда, что хан Кучум, когда его разбили в районе нынешнего села Новопичугово, бежал в Чертово городище и некоторое время жил там. Цаттыр хоронили в этом месте своих мертвецов и проводили языческие обряды, поэтому его считают нечистым. Так это или нет, сказать сложно, но сквер на месте Чертова городища оформили в соответствующем стиле: там построили фонтан со Змеем Горынычем и Кощеем Бессмертным, а еще там есть граффити с изображением Бабы-яги, Лешего и прочей нечисти. Кстати, в районе нынешнего здания «Ланта-банка» в советские времена был винно-водочный магазин, возле которого собирались любители выпить. Там же была дорога-петля, которая вела на старый каменный мост. И почему-то именно в этом месте происходило больше всего автомобильных аварий. Говорят, виной всему черти.
Много чего можно обыграть. Уже сейчас Музей города Новосибирска проводит замечательные тематические экскурсии по улицам. Можно добавить в них мистическую составляющую, разработав маршрут по домам с привидениями. А Серая Дева с Северо-Чемского жилмассива, которая появляется в районе Комсомольского моста? Да там целое театрализованное представление можно устроить. В Академгородке тоже есть свои легенды, как исторические, так и мистические: например, о грибах, которые ходят по островам, или о дереве-мутанте, съевшем своих создателей. Но беда в том, что Новосибирск мало заметен в федеральной новостной повестке. О нас вспоминают, только когда происходит что-то чрезвычайное. И еще: у нас нет компактных исторических мест. Можно, допустим, улицу Инскую сделать исторической, или военный городок. Словом, надо работать над имиджем города, чтобы он стал привлекательным как для жителей, так и для туристов.
ДОСЬЕ
Игорь Маранин
Новосибирский краевед, писатель-фантаст, поэт.
Автор историко-краеведческих бестселлеров «Мифосибирск» (2011) и «Город-вестерн» (в соавторстве с К. А. Осеевым) (2014).
Отмечен почетным дипломом Государственной публичной исторической библиотеки (Москва, 2012).
Лауреат конкурса «Mail.ru» на лучший литературный блог в 2007 году.
Входит в топ-50 самых известных людей Новосибирска.