USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Путёвка в жизнь

Инна ВОЛОШИНА
Фото Алексея Цилера
Фото Алексея Цилера

Правительство региона поможет трудоустроиться выпускникам колледжей

Совсем скоро профессиональные лицеи, колледжи и техникумы выпустят в большую жизнь новую партию молодых специалистов.

Как сделать так, чтобы каждый из них нашел работу с приличной зарплатой, полным соцпакетом, а в идеале — и со служебным жильем, обсуждали на заседании совета по развитию среднего профессионального образования и поддержке системы профессиональных квалификаций при губернаторе Новосибирской области.

Сегодня ситуация на рынке труда такова, что на хорошую работу нелегко устроиться даже профессионалу со стажем — достойных вакансий мало, а соискателей более чем достаточно. Опять же, возникает странная ситуация: с одной стороны, практически все работодатели в один голос твердят, что им нужны квалифицированные специалисты, а с другой — они совершенно не рвутся брать в штат людей без опыта. А где его взять выпускнику? Поэтому в числе безработных чаще всего оказываются именно молодые люди.

— В регионе реализуется механизм содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций, подведомственных министерству, — рассказал министр образования Новосибирской области Сергей Федорчук. — Речь идет о целом ряде мероприятий. Это, например, организация постоянно действующих служб содействия трудоустройству выпускников в учреждениях профессионального образования или формирование в сети Интернет базы данных выпускников, которой мог бы воспользоваться потенциальный работодатель. Не стоит сбрасывать со счетов и такой механизм, как распределение.

По словам Сергея Федорчука, в ведении министерства образования Новосибирской области находятся 58 профессиональных образовательных организаций, в которых реализуется более 180 программ СПО. Численность обучающихся составляет 32 тысячи человек, ежегодный выпуск — свыше 6 тысяч. Как показывает практика, более 80 процентов выпускников колледжей, техникумов и профессиональных лицеев после получения диплома трудоустраиваются по специальности, еще 3 процента ребят работают не по специальности, а остальные поступают в вузы, идут в армию или в декретный отпуск.

Вроде бы все неплохо, но есть нюансы. Только 38 процентов ребят из районов области работают по месту жительства. Причин тому масса: низкие зарплаты, отсутствие жилья и других социальных благ, не слишком радостные перспективы. Да что греха таить, родители молодых людей порой против того, чтобы они оставались дома, они хотят, чтобы их чадо, получив профессию, отправилось в большую жизнь. С новосибирцами ситуация несколько лучше: среди них 54 процента трудоустраиваются по месту жительства.

— Практико-ориентированное и целевое обучение способствует тому, чтобы ребята работали у себя дома. В нынешнем учебном году по практико-ориентированным программам обучается 983 человека. Всего заключено 312 ученических договоров и 319 договоров о целевом обучении, — сообщил Сергей Федорчук. — На совершенствование материально-технической базы профессиональных образовательных учреждений в прошлом году из областного бюджета было направлено более 350 миллионов рублей. Сегодня в большинстве образовательных учреждений, включая 20 ресурсных центров, установлено уникальное оборудование для обучения студентов. Обучающиеся осваивают цифровые технологии, робототехнику, профессиональный английский язык.

На заседании совета было принято решение создать две рабочие группы — по транспортной отрасли и по агропромышленному комплексу, в которые войдут представители профильных министерств, учебных заведений и потенциальных работодателей. Главная их цель — найти новые решения, как сделать так, чтобы каждый выпускник получил путевку в жизнь.

025-04-02.jpg

КОММЕНТАРИИ

Дмитрий Савельев, депутат Госдумы (фракция ЛДПР), заместитель председателя комитета по безопасности и противодействию коррупции:
— Действительно, темпы создания рабочих мест в отечественной экономике недостаточно интенсивны. И все же основная причина сложившейся ситуации — это несоответствие нашей системы образования потребностям рынка труда.
По данным Рособрнадзора, юристов и экономистов выпускается в десять раз больше необходимого количества, тогда как в здравоохранении, науке и технике, образовании
и информационных технологиях наблюдается дефицит квалифицированных кадров. Это очень тревожный сигнал как для российской экономики, так и для общества в целом.
Действующие и перспективные рынки труда должны выдавать заказ высшей и средней специальной школе на определенные категории специалистов, а служба занятости обязана аккумулировать информацию о наиболее востребованных и высокооплачиваемых вакансиях на рынке труда. Эти данные должны ложиться в основу госзаказа на подготовку специалистов определенных профессий вузами и ссузами.
Работодатели, как правило, ищут работников с конкретными компетенциями и хотели бы сразу встроить их в деятельность своей компании. Однако для предприятий правильнее всего начинать работу со студентами на стадии их обучения, не только приглашать молодежь к себе на практику, но и буквально включаться в образовательные программы — создавать базовые кафедры, проводить мастер-классы для студентов. Тогда на выходе из учебного заведения выпускник уже будет знать место будущей работы, и дисбаланс между ожиданиями и реальностью на рынке труда значительно уменьшится.

Сергей НЕЛЮБОВ, заместитель губернатора Новосибирской области:
— Трудоустройство выпускников профессиональных лицеев и колледжей является сегодня одним из ключевых направлений. Это задача, которую предстоит решить в масштабах не только нашего региона, но и всей страны. Ее решение требует комплексного подхода. Ежегодно тысячи выпускников заканчивают свое обучение и выходят на рынок труда. За этими сухими цифрами — судьба каждого конкретного молодого человека. Нередко возникает необходимость в содействии. Поэтому мы обсуждаем лучшие практики трудоустройства выпускников из тех, что сегодня есть у нас в регионе, чтобы этот положительный опыт получил наибольшее распространение. Тем более что новосибирские студенты демонстрируют успехи на крупнейших российских и мировых соревнованиях, в том числе на национальном чемпионате «Молодые профессионалы» WorldSkills. Также хочу подчеркнуть, что тема трудоустройства выпускников сегодня приобретает особую актуальность, так как пересекается с задачами национального проекта «Образование».

Сергей НАВОЗОВ, директор Колыванского аграрного колледжа:
— Мы работаем в тесном сотрудничестве с ведущими сельхозпроизводителями Колыванского, Коченевского, Новосибирского, Каргатского, Баганского и других районов области. Заключаем с ними договоры о социальном партнерстве. Работа строится таким образом, что после прохождения производственной практики происходит индивидуальное распределение выпускников. Их охотно принимают такие хозяйства, как «Русское поле», «Скала», «Приобское» и другие. Многие принимают специальные меры, чтобы закрепить молодых специалистов на предприятии. Например, в хозяйстве «Лепокуровское» Баганского района при устройстве на работу им единовременно платят 30 тысяч рублей и потом в течение двух лет по 4 тысячи к зарплате. Зачастую этот фактор оказывается решающим. Сегодня сельских ребят не заманишь зарплатой в 15 тысяч рублей, они в любом торговом центре больше заработают. А в той же «Скале», например, зарплата от 25 тысяч.

Павел ПРИЛЕПА, заместитель главы Маслянинского района:
— Наш район сегодня является одним из самых динамично развивающихся в области. Помимо давно существующих предприятий, таких как кирпичный завод, стройуправление, артель старателей «Горняк», постоянно появляются новые. Например, недавно начала свою деятельность фирма по производству грибов «Маслянинское лукошко», а это 80 новых рабочих мест. В перспективе — открытие сырзавода, а это еще 500 рабочих мест. Чтобы обеспечить предприятия квалифицированными кадрами, в районе созданы два аграрных и один инженерный класс, ведется работа по организации производственной практики на предприятиях. Трудоустройство выпускников Маслянинского межрайонного аграрного лицея — на личном контроле у главы района Вячеслава Ярманова. В нынешнем году началась реализация программы по строительству служебного жилья, сейчас возводится 18-квартирный жилой дом. Еще один дом, на 26 квартир, строит предприятие «Сибирская нива». Поэтому до 74 процентов выпускников остаются в районе.

Владимир ГЕРИНГЕР, член правления СРО «Транспортный союз Сибири»:
— Сегодня транспортная отрасль остро нуждается в кадрах. Предприятиям нужны водители, трактористы, слесари, ремонтники. Профильные учреждения профессионального образования ежегодно выпускают около 600 человек, но далеко не все из них работают по специальности. Вчерашних выпускников не устраивают низкие зарплаты. Но, с другой стороны, росту зарплат в транспортной отрасли препятствует политика сдерживания тарифов на проезд в общественном транспорте. Также выпускников не устраивает график работы и отсутствие социального пакета. Есть и другие проблемы. Например, сдать на категорию Д (водитель автобуса) можно только по достижении 21 года, а выпускники колледжей обычно моложе и к этому возрасту уже уходят из профессии. А деньги на их обучение потрачены.
Вот и получается, что водители автобусов у нас в основном 50–60 лет. Особенно остро проблема стоит в районах области. Возможно, стоит подумать над разработкой какой-нибудь программы по аналогии с программой «Земский доктор», чтобы закрепить кадры для транспортной отрасли на селе.

Наталья ГРЕЧИЩЕВА, руководитель департамента по работе с персоналом АО «Сибирский Антрацит»:
— Почему вообще возникает проблема трудоустройства выпускников? Это даже не столько отсутствие опыта, сколько отсутствие компетенций, необходимых для полноценной работы на данном предприятии. Думаю, выход тут может быть только один — адаптация учебных программ под ключевых работодателей. Мы как раз пошли по этому пути. Правда, во взаимодействии с вузами. И я хочу отметить, что это дало хорошие результаты. Выпускник становится желанным на предприятии, куда он приходит работать, потому что он уже подстроен под специфику бизнеса. Мне кажется, сегодня это один из самых действенных методов. Ну и, конечно, необходимо работать над тем, чтобы у потенциального работодателя было желание трудоустраивать выпускника. Для этого нужно, чтобы выпускник в период адаптации работал учеником и уровень его мотивации был достаточно высоким. Как показывает практика, это вполне реально.