USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Чтобы пазлы сложились

Светлана ФРОЛОВА
Комната сенсорной разгрузки со светозвуковой лестницей, которая чутко реагирует на звук (для неслышащих детей), двигательный уголок для развития моторики. Фото Алексея ТАНЮШИНА
Комната сенсорной разгрузки со светозвуковой лестницей, которая чутко реагирует на звук (для неслышащих детей), двигательный уголок для развития моторики. Фото Алексея ТАНЮШИНА

Зачем детям-инвалидам компьютер за полтора миллиона

Отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями «Водолей» находится в Первомайском районе, на улице Пихтовой. Открываешь дверь на задний двор, а там — новенькая детская площадка и сосны, сосны…

— Летом ходим все по ягоды-грибы, — улыбается заведующая отделением Елена Калабина. — У нас тут много черники растет. А воздух какой!

Как в Новосибирской области работают с детьми-инвалидами, смотрим на примерах.

В «Водолей» приводят и привозят детей с рождения и до 18 лет с врожденными патологиями — синдромом Дауна, аутизмом, сахарным диабетом, другими нарушениями, с приобретенной инвалидностью. Примерно 65 процентов обращающихся — дети-инвалиды по психическому заболеванию.

Мягкий, шершавый, колючий и гладкий
Елена Калабина показывает нам блок лекотеки — крохотный мир, наполненный разнообразными звуками, запахами, ощущениями, где можно полноценно не только заниматься, но и отдыхать, позабыв любые страхи. Сюда на занятия приходят дети от трех до семи лет, причем вместе с родителями. С семьей в лекотеке работают дефектолог, логопед, психолог.

— В этом возрасте ребенок познает мир лучше всего через игру, — комментирует Елена Калабина. — Мы «идем» за ребенком — куда он, туда и педагог. Но здесь важно организовать деятельность так, чтобы и ребенку было интересно, и ты свою задачу тоже мог выполнить.

Фото Алексея ТАНЮШИНА
На полу разложены в ряд разноцветные коврики из различных природных материалов. Здесь и гладкие камушки, и пластиковая травка. Для таких детей, как, например, незрячий Максим, это еще и один из способов обучения восприятию окружающего мира. А бывает он мягкий, шершавый, колючий, гладкий…

— Изначальное предназначение этих сенсорных дорожек — массирование различных областей стопы ребенка, развитие тактильных ощущений рук и ног. Потрогай руками, встань и ощути ногами, посиди и почувствуй коврик, — объясняет заведующая.

Прямо напротив — сенсорный коврик с объемными предметами. Тут тебе и морковка, и грибочки, и домик, и ежик, и дерево с яблочками — все на липучках, которые с треском лихо отрывает местный воспитанник Артемка.

Как «включить» аутиста
Тимофей, который у окна трудится над пазлами, не умеет говорить в привычном для нас с вами понимании: на любой вопрос он отвечает тем же самым вопросом. Ему 14 лет, и у него сложная форма аутизма. Однако он лучше нас с вами ориентируется в структуре многосоставного объекта, например прекрасно собирает пазлы.

Фото Алексея ТАНЮШИНА
— Вот, например, наш любимый город Новосибирск, здесь больше тысячи деталей, — показывает Елена Калабина на картину из пазлов, которая в рамке висит на стене. — Мы не решились ее разобрать, повесили сюда, на самое видное место! Пусть все любуются. Тимофей вырастет и уйдет от нас, а его картина останется нам на память. Как-то его мама задерживалась, мне пришлось остаться с ребенком, а Тима собирал очередной ряд мозаики. Я задумалась: как же он это делает? А он, оказывается, просто берет ту самую, нужную детальку и вставляет именно в тот ряд, в то место, где она и должна быть. И это потрясающе!

По словам заведующей, у таких детей, как Тимофей, есть все шансы адаптироваться, ведь в перспективе он способен решать сложные конструктивные задачи. Благодаря местным педагогам мальчик начал составлять буквы в слова, эти слова произносить, печатать на ноутбуке и... учиться в школе! Правда, по индивидуальному графику.

— К сожалению, аутизм — это такая сложная штука, которая если есть, то уже на всю жизнь. И задача педагогов и общества — научить ребенка взаимодействовать с другими людьми, адаптировать его к социуму, чтобы он не был исключен из нашей жизни.

У Степана тоже аутизм, но местные педагоги открыли в нем талант к пению. Он уже даже выступал на разных сценах нашего города. Правда, Степа поет, только когда слышит музыку.

Чудо техники за 1,5 миллиона
В педагогическом блоке тем временем шьют, лепят и делают заготовки для подарков ветеранам к 9 Мая. Воспитанники центра с особой любовью готовят небольшие сувениры. Чуть дальше находятся музыкальный зал, логопедический кабинет, небольшой сухой бассейн с разноцветными шариками.

— Все у нас маленькое и скромненькое, зато уютно, — улыбается Елена Калабина. — А еще у нашего отделения есть медицинская лицензия — оказываем различную медицинскую помощь, вот, например, по физиотерапии. Дети приходят на реабилитацию, им почти всегда требуется массаж, и будет правильно подкрепить его еще и различными физио­процедурами.

Фото Алексея ТАНЮШИНА
Есть в «Водолее» и совершеннейшая редкость для Новосибирска — компьютер, который управляется… взглядом. Стоит такое чудо техники почти полтора миллиона рублей и предназначено для обучения детей с тяжелыми нарушениями двигательных функций, которые в силу заболевания не могут говорить. Это устройство с синтезатором голоса способно обеспечить людям полноценную коммуникацию, обрести социальную свободу и повысить качество жизни.

— Летом мы приглашаем на реабилитацию детей-инвалидов с сохранным интеллектом, потому что им в течение учебного года сложно оторваться от учебы. А уже с сентября по май приходят дети с тяжелыми и множественными нарушениями, — говорит заведующая. — У нас в группе 14 человек, и по возрасту мы детей не делим, здесь старшие заботятся о младших. Живем большой семьей — такой у нас принцип и подход.

Не казенное
Семья Ирины восемь лет назад переехала на Первомайку и сразу же пришла в «Водолей». У Ирины двое детей — сын с синдромом Дауна и дочь, которая не слышит.

— Когда сынок еще маленький был, ходили сюда за помощью, нам здесь программу реабилитации расписывали. А старшая дочка в группу дневного пребывания ходила. Потом Сережа вырос. В обычный детский сад нас не взяли, поэтому мы ходим сюда как в группу детсада. Нам здесь очень нравится, специалисты очень хорошие, — говорит мама.

По словам Ирины, большую помощь в адаптации оказывает медсестра Ирина Захарова, которая ко всему прочему еще и составляет меню. А питание здесь четырехразовое и вовсе не привозное — в отделении готовят сами, и очень вкусно.

— Сережа аллергик, и ему составляют меню с учетом всех наших диагнозов. У нас в «Водолее» проблем не было ни разу. Дома Сережа однажды случайно выпил молока и начал задыхаться, здесь же ничего подобного никогда не происходит. И вообще, атмосфера тут домашняя. Есть недалеко еще один центр, вот там все больничное, казенное такое… А здесь благодаря воспитателям и персоналу чувствуешь себя как дома.

КСТАТИ
Чтобы попасть в «Водолей», нужно обратиться в районный отдел социальной поддержки населения и обосновать, что ваш ребенок нуждается в социальных услугах, а в качестве поставщика необходимых услуг выбрать именно это отделение реабилитации. В «Водолее» нам сообщили, что готовы помочь детям не только из Первомайского района.