На прививку в самый раз
К каким драмам приводит невежество родителей, которые ограждают своих чад от вакцинации
Новогодний праздник, детский сад, школа, участие в соревнованиях, олимпиадах, фестивалях — все это может оказаться под запретом для ребенка, родители которого не сделали ему прививки. Как ни странно, в наше просвещенное время поверившие в страшные истории мамы больше боятся иммунизации, чем самих инфекций.
Между тем грозные болезни прошлого никуда не исчезли, их обуздали благодаря вакцинам. Насколько это благополучие хрупко, продемонстрировала вспышка кори, коснувшаяся Новосибирска, всей России, Европы.
Чем рискуют люди, отказавшиеся от прививок, разбирался корреспондент «Советской Сибири».
Мама заразилась
Еще в 2011–2012 годах корью в России заболевало несколько сотен человек в год. Однако за последнее время в нашей стране насчитываются уже тысячи таких случаев. Вспышка кори не обошла и Новосибирск, а также многие другие российские города. И все потому, что, начитавшись страшилок, гуляющих в Интернете, либо по каким-то своим убеждениям люди не делают прививки себе и своим детям.
— В Германии недавно приняли беспрецедентный закон: дети, чьи родители категорически отказались от их вакцинации по национальному календарю прививок, не имеют права посещать детские сады, школы и прочие учебные заведения, включая высшие. Последним толчком к принятию этого закона стала смерть женщины в 2018 году, матери троих детей, ярой противницы прививок. Она заразилась от своего младшего ребенка, который тяжело болел, но выжил. И поскольку таких случаев к тому времени накопилось несколько десятков, в Германии решили пойти на радикальную меру, — рассказывает Сергей Нетёсов, председатель совета Ассоциации по развитию инновационного территориального кластера Новосибирской области в сфере биофармацевтических технологий «Биофарм», доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент РАН.
Ученый добавил, что российское законодательство намного мягче. Непривитого ребенка примут в детский сад, он будет посещать школу. И тем самым подвергаться опасности быть зараженным, а также ставить под угрозу детей, которые находятся рядом.
На елку не пустят
— Российское законодательство устанавливает ограничения в определенных ситуациях для непривитых детей и взрослых, хотя в законе № 157 об иммунизации и говорится, что у любого гражданина есть право отказаться от прививок. Допустим, не привитые от кори дети были отстранены от учебы и посещения детских садов во время нынешней вспышки этого заболевания в Новосибирске, — пояснила Лада Самойлова, заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области. — Это и ограничения на работу, посещение образовательных организаций, выезд в некоторые страны, поездки на массовые мероприятия. Классический пример. Каждый год лучшие в учебе и творчестве дети едут на кремлевскую елку. Они заслужили это. Одно из условий — наличие прививок. И когда родители понимают, что их замечательный ребенок не может стать участником такого запоминающегося на всю жизнь события, они готовы за один день все прививки сделать.
По словам уполномоченной по правам человека в Новосибирской области Нины Шалабаевой, к ней в 2018 году было шесть обращений родителей, которые не согласились делать ребенку пробу Манту и жаловались на школу или детский сад, отказавшие таким детям в посещении учреждения. Между тем проба Манту — это даже не прививка, с помощью нее лишь выявляют, находится ли ребенок в группе риска по туберкулезу.
— Какой-то панический страх у родителей в отношении прививок. Причем они очень категоричны. Некоторые из них рассказывают, что слышали о случаях, когда ребенку якобы сделали прививку и он стал инвалидом, — говорит омбудсмен.
Кто против вакцинации
Истории, из-за которых родители отказываются от прививок своим детям, не имеющим к этому никаких противопоказаний, широко известны и ходят в Интернете, как «письма счастья». Одна из самых популярных: некий врач из Великобритании опубликовал «разоблачительную» статью о том, что прививка от кори вызывает аутизм.
— Дело в том, что люди, которые это пересказывают, знают только начало истории, но не знают конца, — пояснил Сергей Нетёсов. — Англичанин Эндрю Уэйкфилд действительно написал ту статью. Информацию, которую он привел, проверяли в течение десяти лет в разных странах и убедились — никакой связи между аутизмом и вакцинацией от кори нет. Но зато выяснилось, что этот человек свои данные подтасовал, потому что сам был участником одной маленькой компании, которая разрабатывала собственную коревую вакцину, и ему надо было забаллотировать предыдущую. Он был лишен лицензии врача пожизненно. Существует еще несколько подобных анекдотов, которые способствуют тому, что отношение к вакцинации удивительным образом переходит в плоскость мифологии.
Как отмечает эпидемиолог Лада Самойлова, охват иммунизацией против той или иной инфекции в Новосибирской области и в целом в России пока находится на достаточно хорошем уровне — не менее 95 процентов, как то и регламентирует законодательство. Этот уровень создает так называемый коллективный иммунитет.
— Однако к чему может привести отказ от вакцинации, недавно нам продемонстрировала вспышка кори, — добавила специалист. — 99,9 процента всех заболевших не были привиты против этого заболевания.
Печальные последствия
От отсутствия должной иммунизации уже пострадали две европейские страны — Сербия и Украина. В последней за весь прошлый год корью заболело 53 тысячи человек, а за четыре месяца 2019 года зарегистрировано 32 тысячи больных корью!
— Это возвращение в довакцинную эру, — разводит руками профессор Нетёсов. — Это ситуация 50-летней давности. Мы можем на минуту представить: отменили вакцинацию. Сразу изменится картина причин смертности. Инфекции выйдут на первое место, на втором месте будут сердечно-сосудистые патологии, на третьем — рак и так далее. Сейчас в развитых странах инфекционные заболевания как причина смертности занимают пятое-шестое место. Это только потому, что у нас есть вакцины и спектр их достаточно широк, они защищают нас от очень большого числа заболеваний.
Комментарий
Лариса ПОЗДНЯКОВА, главный инфекционист Новосибирской области:
— Сегодня я посмотрела книжку Союза педиатров по вакцинации, там в введении сказано: благодаря вакцинации, которая существует на протяжении многих десятилетий, совсем забыли о таких болезнях, как оспа, полиомиелит. «И только старые врачи могут нам рассказать о вспышках дифтерии и кори…» Это было действительно так. Когда я была студенткой, мы видели больных дифтерией только на фотографиях в учебниках. Когда пошли первые кампании отказа от прививок в 90-е годы, когда творилась неразбериха в стране, мы получили огромное количество заболевших. Вспышка дифтерии в России в конце XX века унесла тысячи жизней. В Новосибирской области мы имели в год по 12–16 летальных исходов, а также тяжелейших инвалидов. Это были как раз те люди, которые отказывались от вакцинации.
Или, допустим, гепатит В. Это трудноуправляемая инфекция, когда-то больницы были переполнены. Но в 1988 году прививка вошла в национальный календарь обязательной вакцинации, и мы практически не видим этих пациентов. Сегодня острый гепатит — три-четыре случая в год. Вот что такое вакцинация. Однако сегодня вспышки инфекции демонстрирует корь. Парадоксальная ситуация: то, что гарантирует практически стопроцентную защиту от заболеваний, почему-то не делаем, организуем коллективные выступления против вакцинации. Есть родители, которые против прививок новорожденным детям на основании того, что якобы ребенок в таком возрасте слаб. Это заблуждение. Новорожденный ребенок очень сильный. У него сильнейший врожденный иммунитет, который этой категории детей до года обеспечен. Надо уяснить одно: вакцины, в том числе сложные, комплексные, защищающие сразу от нескольких опасных инфекций, хорошо очищены и безопасны. Вакцин много, наука не стоит на месте. Надо этим пользоваться. Потому что мы в ответе не только за свое здоровье, но и за здоровье следующего поколения.