USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Александр Чернобровцев: «Возвращаясь домой, я пел»

Анжелина ДЕРЯБИНА
Фото Михаила ФОКИНА
Фото Михаила ФОКИНА

История Монумента Славы в Ново­сибирске, который стал одной из визитных карточек города, драматична и даже остросюжетна. Автор мемориала Александр Сергеевич Чернобровцев рассказывал мне во время нескольких наших встреч у него в мастерской, как создавался этот памятник. Писал он об этом и в своих воспоминаниях, считая Монумент Славы главной своей работой.

— Работа над проектом усложнялась для меня тем, что памятник должен был быть воздвигнут в глубочайшем тылу, где не было никаких сражений, и спустя 25 лет после Победы, когда уже забылась кровь и начала проходить боль от потерь. Но как выразить это? Ведь величие подвига остается. И я, перебрав массу вариантов, решил сделать памятник-медаль. На одной стороне этой своеобразной медали показать народный подвиг, на другой — чего этот подвиг стоил, в какие человеческие жертвы он обошелся, — признавался Александр Сергеевич.

Невероятно, но монумент начали возводить до того, как проект утвердили в Министерстве культуры СССР и лично председатель горисполкома Новосибирска Севастьянов, который даже издал постановление о запрещении строительства памятника.

— Самое убийственное — постановление это появилось, когда работы уже близились к завершению! Поговорить с Севастьяновым, переубедить его было невозможно — он уехал в отпуск, — рассказывал Чернобровцев.

Спасли будущий мемориал другие высокие руководители, в том числе Александр Филатов, секретарь горкома КПСС. Но это была чистой воды авантюра. «За этот месяц, что Севастьянов в отпуске, ты должен успеть все!» — заявили они.

— Началась сумасшедшая гонка, — вспоминал художник. — Я должен был завершить лепку рельефов, следить за созданием макета, который надо везти в Москву на утверждение, закончить чертежи и вообще переделать тысячу дел.

Занятого по горло скульптора даже в райисполкомовской столовой обслуживали вне очереди, чтобы он не тратил зря время. Во время лепки рельефа автор мемориала обработал 24 тонны гипса — титанический труд!

— Но поздно вечером, возвращаясь домой по пустынным улицам, я пел! — вспоминал Александр Сергеевич.

Лепил художник из глины, потом отливал в гипсе, гипсовую форму увозили на бетонный завод, укладывали в огромную кассету и заливали особым составом бетона. Причем для отливки каждой формы приходилось останавливать работу всего предприятия! Панель отливали и только после этого продолжали основную деятельность. Из-за этого завод не выполнял план, но никто не роптал — наоборот, люди гордились, что участвуют в таком значимом деле.

— Десятки тысяч рабочих в течение года участвовали в строительстве Монумента Славы. Ведь в нашем районе только на заводе «Сибсельмаш» работало до 15 тысяч рабочих, а у нас было пять заводов, — рассказала обозревателю «Советской Сибири» Лидия Нежинская, хранитель фондов Центра истории развития Ленинского района. — Это было народное строительство — это неоспоримый факт.

По мнению Нежинской, большая удача, что памятник все-таки открыли, ведь на это не было разрешения московских властей.

— Авторы проекта, руководители района, города, области брали на себя большую ответственность. Его строили вопреки обстоятельствам, — убежден специалист. — Первым секретарем парт­организации района в то время был Владимир Волков. Он очень рисковал. На одной чаше весов лежал партбилет, а на другой — открытие монумента. Но все сложилось лучшим образом.

Когда монумент практически был готов, Чернобровцев отправился в Москву, где в Министерстве культуры предстояло обсуждение его проекта. Правда, там не ведали, что тот уже давно существует не только на бумаге! Накануне вылета в столицу произошел инцидент: на глазах монументалиста разбилась одна из панелей, сорвавшись с крана в цехе завода. Ту ночь скульптор провел за работой, складывая осколки в целое, как пазлы...

В таких волнениях и трудностях был создан мемориал. Открыли его накануне 50-летия Октябрьской революции, 6 октября 1967 года.

— Сколько раз этот монумент был под угрозой уничтожения и сколько раз чудесным образом воскресал! — удивлялся художник, добавляя: когда митинг закончился и дело было сделано, он не испытал безмерного счастья. Во всяком случае, в тот момент.

— Монумент стоит, горит Вечный огонь. Но радости в моей душе не было — я был вконец опустошен и тяжелой работой, и бесконечными стрессовыми ситуациями. Я шел домой тяжелой походкой безмерно уставшего человека.

Вот такая история. Александра Сергеевича Чернобровцева уже нет с нами — он умер 13 апреля 2014 года. Где-то в городских архивах лежит то постановление о запрещении строительства Монумента Славы, которое, впрочем, ничего не смогло из­менить.