Железная дивизия
23 февраля вся страна отметила День защитника Отечества. А я хочу рассказать об одной странице из истории Великой Отечественной войны — о взятии Кривого Рога, в котором принимал участие мой отец Михаил Попов.
Шел третий год войны. В первых числах февраля 1944 года в соответствии с новым боевым заданием 48-я гвардейская дивизия должна была совершить 120-километровый переход и начать прорыв немецкой обороны на южном участке фронта, от Кривого Рога. Железнодорожные пути все были разрушены, а постоянные дожди превратили грунт в сплошное месиво. Тягачи и машины безнадежно вязли в пути, лошади передвигались с трудом даже без груза, и только солдаты медленно шли по бездорожью в промокших насквозь шинелях, по колено в холодной грязи. Артиллеристы тащили на себе пушки, пехотинцы несли орудийные снаряды. Есть сильно хотелось, но сухпаек был давно съеден, а подвозки провианта все не было.
При движении по склону сопки бойцы, раздирая руки до крови, из последних сил старались удержать орудие весом более тонны от соскальзывания вниз... Затем внезапно похолодало, и северный ветер стал хлестать лица солдат колючей ледяной крупой. Шинели превратились в ледяной панцирь, оружие и пушки покрылись коркой льда.
17 февраля 48-я гвардейская дивизия с марша снова вступила в смертельную схватку с врагом. Сначала нам сопутствовал успех, но, опомнившись, фашисты мощно контратаковали. Отец рассказывал, что атаки противника следовали одна за другой. Но благодаря мужеству, отваге наших бойцов все немецкие атаки были отбиты, и 19 февраля окруженные батальоны соединились с основными силами, при этом было сожжено 8 танков.
20 февраля штурмовые группы 48-й гвардейской дивизии овладели Криворожским металлургическим заводом и повели бои непосредственно в городе, а 22 февраля Кривой Рог был взят. Так, к 23 февраля 1944 года, к очередной годовщине Красной армии, Родине был возвращен крупнейший промышленный район. В Москве по этому поводу был дан победный салют. Тысячи звезд зажглось в ночном в небе. И за каждой отдельной звездочкой этого салюта была чья-то судьба, жизнь или бессмертный подвиг. Свою лепту в этот подвиг внес и Михаил Попов, которому на тот момент было всего 20 лет.
После овладения Кривым Рогом бойцы 48-й, теперь уже Криворожской стрелковой дивизии продолжили гнать врага на запад. Рассказывал отец и такой случай. Двигались они как-то вдоль реки, вдруг налетела вражеская авиация. Артиллеристы, прикрыв ветками орудие, решили укрыться в овчарне. Немного погодя сюда же забежали несколько фашистов. В темноте постройки они не заметили наших солдат. По условному сигналу отец и его боевой товарищ Василий Фролов одновременно крикнули: «Руки вверх!» От неожиданности фашисты моментально бросили оружие. После окончания бомбежки этих вояк артиллеристы повели к командиру, отрезав пуговицы на штанах, чтобы не сбежали. Немцы покорно шли, не думая о побеге, и заботились только о том, как бы не запутаться и не потерять свои штаны.
От редакции
Уважаемый А. М. ПОПОВ! Мы благодарим вас за очередной интересный рассказ о том, как воевал ваш отец. Именно такие повествования оживляют страницы истории и берут за душу гораздо сильнее сухих строчек в учебнике. Увы, живых свидетелей тех страшных лет становится все меньше и меньше. Тем важнее сохранить эти воспоминания для будущих поколений.