Чтобы такое не съесть
Чем не устраивает школьное питание и какие продукты в детском меню чаще всего являются фальсификатом
Депутаты Законодательного собрания обсудили качество питания в школьных столовых. В результате было принято решение усилить контроль и привлечь региональный минсельхоз к переговорам с местными производителями, чтобы те поставляли продукты в детские сады и школы.
Многие вспоминают о школьных обедах с содроганием: вечный запах кислой капусты и подгорелого молока в столовке, холодная, невкусная еда, черствые булочки и подозрительные котлеты. Уж лучше чипсы или шоколадка. Да и сегодня, что греха таить, далеко не везде качество еды соответствует стандартам.
Пятиклассник Арсений учится в новосибирском лицее информационных технологий. И, по словам его мамы Юлии, обедать в школе мальчику не нравится.
— Последние полтора-два года порядок в столовой навели. Раньше, помню, детям могли дать на обед бутерброды с копченой колбасой, а она, кажется, в детском питании вообще не разрешена, — рассказывает мама школьника. — Сейчас детей кормят правильной едой, но не всем нравится, как она приготовлена. Та же печень — полезная, но ее разжевать нельзя. Чтобы купить еду в буфете, надо отстоять очередь. Бывает, что большой перемены, хоть она и длится двадцать минут, на это не хватает, и сын остается голодным. Можно, конечно, питаться централизованно, когда учительница утром заказывает обед на всех желающих — таких набирается около десятка, но тогда нет возможности выбрать то, что нравится. Однако чтобы несвежее подавали — такого не было никогда.
Когда масло не масляное
Нравится не нравится, дело вкуса. И плохо жующаяся печень — не смертельно, а может, и полезно, для тренировки пухлых щек. Есть проблемы куда серьезнее. Мэрия Новосибирска проверила качество еды в столовых — за прошедший год в 211 школах, 93 детских садах, девяти загородных оздоровительных лагерях. По словам начальника отдела контроля организации питания и ресурсного обеспечения департамента образования мэрии Новосибирска Романа Попова, в девяти процентах случаев лабораторные исследования показали несоответствие продуктов заявленным показателям. Например, в молоке, твороге и сливочном масле наблюдалось пониженное содержание жира, в сливочном масле также нашли избыток влаги (попросту говоря, воды), а превышение количества растительных жиров обнаружили все в том же многострадальном масле и сгущенном молоке.
Но особенно печальная ситуация с колбасными изделиями (да, они все же допускаются в детском питании). В колбасе и сосисках находили мясо птицы, сою, костную муку и прочие подобные добавки, которых там быть не должно. Причем требованиям не отвечали 40 процентов отобранных проб. И это еще хорошо, что колбасные изделия не занимают большого места в школьном меню, допускаются только сосиски и вареная колбаса, и то не слишком часто. Основу питания составляют все же молочные продукты, вот если бы там было столько фальсификата — это было бы просто страшно. По результатам проверок 11 контрактов с поставщиками было расторгнуто.
Черный список поставщиков
По словам представителя мэрии, лабораторные исследования проводили в аккредитованных испытательных центрах. Это позволило сформировать список поставщиков некачественного товара, который в прошлом году отправляли в школы, детские сады и загородные лагеря. Информацию о выявленных нарушениях направили в Роспотребнадзор. По итогам обращения мэрии в Управление ветеринарии Новосибирской области к трем поставщикам применены административные штрафы. Изъято и утилизировано больше тонны говядины. Эти меры позволили значительно снизить количество некачественной продукции.
Как же наладить питание детей, чтобы было и вкусно, и полезно? Оказывается, это вполне реально. Как рассказывает директор МАУ «Комбинат питания» Григорий Волков, сегодня комбинат обслуживает 87 учебных заведений, причем за последний год его услугами стали пользоваться школы № 77, 82, 117, 169, 214 и гимназия № 12, а также два средних специальных учебных заведения.
— Продукты покупаем при помощи конкурсов, которых за прошлый год провели 39, что позволило сэкономить более 17 миллионов рублей, — рассказывает Григорий Волков. — Но первым делом, чтобы наладить контроль качества, мы заключили договор с независимой сертифицированной лабораторией. Еще до заключения договора с поставщиком мы отправляем пробную партию продуктов на исследование, а через месяц — еще одну. И только потом заключаем договор. Часто бывало, что первая партия выдерживала проверку, а вторая — уже нет. Сроки расчетов с поставщиками нам удалось сократить с трех месяцев до двух-трех недель, и сегодня к нам идут те, кто раньше и не задумывался над этим.
Как привлечь местных?
Депутат Алексей Александров отметил, что в деревенских школьных столовых, как правило, нет претензий к качеству питания — продукты там хорошие. Заметно улучшилось положение дел и в городских школах. При этом депутат предложил активнее привлекать местных производителей продуктов питания поставлять свою продукцию в школы и детские сады. К сожалению, пока что они не слишком рвутся делать это, и доля местных продуктов в школах сегодня составляет примерно 60 процентов.
— Конечно, вопросы школьного питания мы рассматриваем уже не первое заседание нашей комиссии. У нас действует рабочая группа. Примерно год назад были приняты рекомендации по устранению недостатков в сфере школьного питания. Это и фирмы, которые выигрывают конкурсы, не будучи зарегистрированными, это и качество. У нас были анализы, которые имели совершенно неудовлетворительные показатели. К нашей радости, практически все вопросы мэрия устранила. Более того, у нас были вопросы к руководству Калининского комбината питания, и там поменялось руководство. На сегодняшний день, мне кажется, результат проделанной работы удовлетворительный. Мы будем продолжать ее вести и добьемся, чтобы питание детей было качественным. А в переговоры с местными поставщиками нужно вовлечь представителей регионального минсельхоза, — подводит итог председатель комиссии Законодательного собрания Новосибирской области по взаимодействию с правоохранительными органами и противодействию коррупции Александр Шпикельман.