Вторая беда
Аудиторы КСП Новосибирской области считают, что дороги ремонтируют все хуже и хуже.
Комитет Заксобрания по транспортной, промышленной и информационной политике выслушал отчет Контрольно-счетной палаты Новосибирской области о том, насколько законно и эффективно тратились бюджетные деньги на объекты дорожной инфраструктуры в 2017 году и за десять месяцев 2018 года.
Аудитор КСП региона Валерий Алехин заявил, что могут возникнуть существенные риски при реализации задачи, поставленной Президентом России в майском указе, — имеется в виду увеличение до 2024 года доли автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности не менее чем до 50 процентов относительно декабря 2017 года.
— Значительная часть субсидий использована на ремонт щебеночных и грунтощебеночных дорог, при работе над которыми практически повсеместно нарушается технология уплотнения дорожного покрытия, что приводит к преждевременному разрушению проезжей части дорог и к направлению дополнительных бюджетных средств на их восстановление. В ходе независимого контроля работ, выполненных в 2017 году, проведенного СГУПСом, установлено, что качество дорог в 2017 году ухудшилось по сравнению с 2016 годом. Основные нарушения касаются толщины и площади дорожного покрытия, коэффициента уплотнения, коэффициента водонасыщения, а также изменений существенных условий контрактов, — сказал Валерий Алехин.
Нарушения, обнаруженные в ходе проверок, были устранены только на 75 процентах объектов.
Также аудиторы внимательно рассмотрели расходы на программу «Безопасные и качественные дороги». И оказалось, что почему-то выделенные деньги полностью смогли потратить только в Новосибирске, Бердске и городе Оби. А вот, например, в Искитиме работы выполнены лишь на 77 процентов, а в Кольцово — на 45 процентов.
Глава транспортного комитета Федор Николаев считает, что корень проблемы — плохой контроль за работами.
— Рекомендации, которые мы три года даем, не учтены, — сказал Федор Николаев. — Сегодня особо не регламентируется контроль. Более того, выходят непонятные организации, в некоторых случаях спускаются до ноля. Возникают вопросы — как за ноль, то есть бесплатно, можно организовать какой-то качественный контроль? В итоге мы и получаем потом то, что получаем, — неквалифицированные организации, неправильно принятые работы. И в этом году этот вопрос в любом случае нужно разруливать.
К дорогам в сельской местности у депутатов больше всего претензий. Дело в том, что, похоже, на селе сложно своими силами качественно контролировать дорожные работы — и это несмотря на то, что каждый год глав сельсоветов приглашают на профильное обучение. В итоге бывает, что сельчане начинают жаловаться на качество дорожного полотна сразу же после того, как дороги якобы отремонтируют.
— Люди удивляются, почему техника работает, материалы завозятся, а эффекта никакого нет — на дорогах буквально рвутся колеса, — взяла слово депутат Заксобрания Елена Тырина. — Разве можно в таком случае говорить о каком-то проценте исполнения наказов? Я считаю, что нет. С этим нужно что-то делать. Иначе депутаты следующего созыва получат столько же наказов по дорожной отрасли, сколько получили мы. Они не будут выполнены, они разрушатся, все произведенные работы будут уничтожены.
Правительство Новосибирской области собирается подготовить законопроект о передаче полномочий по содержанию дорог с сельского на районный уровень. Депутаты считают, что это позволит повысить ответственность муниципалитетов за использование субсидий. Этот документ вынесут на заседание совета муниципальных образований региона.