USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Дурно пахнущие вопросы

Инна ВОЛОШИНА
Фото Виктора БОРОВСКИХ
Фото Виктора БОРОВСКИХ

Закон не предусматривает наказаний для тех, кто не хочет платить за вывоз мусора

Напомним, с 1 января будущего года вступает в силу новая система обращения с твердыми коммунальными отходами. «Советская Сибирь» узнала о проблемах в этой области. Воистину, потянешь за ниточку, и начнет разматываться клубок.

На отдельной секции «СибЭкоПрома-2018» обсудили вопросы вывоза и утилизации мусора. Напомним, в прошлом номере «Совсибири» о новой системе было рассказано, казалось бы, все... Ан нет, участники форума добавили нюансов. Все мы понимаем, что «мусорную» проблему придется решать, другого выхода просто нет, если мы не хотим задохнуться в отходах собственной жизнедеятельности. Жильцы многоквартирных домов привыкли к тому, что ТКО надо периодически относить до контейнера и платить за вывоз, а вот про обитателей частного сектора такого не скажешь.

Горожане заплатят за всех?
В это трудно поверить, но даже в славном городе Новосибирске лишь в половине частного сектора мусор вывозят централизованно. Что уж говорить про область: из 534 населенных пунктов этой услугой охвачено лишь 98. Как же решают проблему неохваченные жители особняков и хибарок? Да по-разному. Кто-то жжет в печке то, что может гореть, а остальное закапывает в огороде. Кто-то вывозит отходы самостоятельно (и хорошо, если на свалку, а не к соседу под забор). А кто-то стыдливо несет свой пакет до контейнера возле ближайшей многоэтажки. То есть, получается, за тех, кто бросает мусор в чужой контейнер, платят жильцы многоквартирных домов. А с нового года им придется тратить на это еще больше: к тарифу добавится 20 процентов НДС и плата за негативное воздействие на окружающую среду.

— Все мы озабочены этой проблемой, — говорит генеральный директор ООО «Экология-Новосибирск» Лариса Анисимова. — Законодательство не предусматривает штрафных санкций для тех, кто не заключает договор на вывоз мусора. Нет никакого механизма, чтобы повлиять на нерадивых жильцов. При этом мы обязаны по закону выво­зить отходы, и затрат нам никто не компенсирует. Поэтому все шестнадцать российских региональных операторов, которые уже работают, недобирают от 30 до 70 процентов денег. Опять же, услуга по вывозу мусора оплачивается с квадратного метра. И нам совершенно неизвестно, сколько на самом деле людей живет в том или ином доме и сколько они производят отходов.

По мнению Ларисы Анисимовой, спасти ситуацию может только одно: введение на государственном уровне штрафов для тех, кто не хочет заключать договор и, соответственно, платить за вывоз мусора. Причем штрафы должны быть солидными, раз эдак в десять больше тарифа. Тогда «экономные» жильцы частного сектора сами побегут подписывать документ.

400 километров — не крюк?
Есть и еще одна очень важная проблема, о которой почему-то забывают. По словам Ларисы Анисимовой, сегодня в Новосибирской области действуют 43 полигона для захоронения отходов. В государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) включены только 14 из них. Если следовать букве закона, то остальные придется попросту закрыть. Куда же девать собранный мусор? Получается, что с 1 января Кыштовский, Северный районы, Татарский кластер (еще четыре района), Каргатский кластер (три района) останутся без объектов для захоронения отходов и региональный оператор — компания «Экология-Новосибирск» должна будет транспортировать мусор за 300–400 километров. Кто заплатит за это? Понятно, что затраты придется включить в тариф. То есть, иными словами, за вывоз мусора из отдаленных районов по большей части заплатят опять-таки многострадальные законопослушные жители городских многоэтажек.

— К сожалению, только сейчас на федеральном уровне задумались, к чему могут привести жесткие запреты, — констатирует Лариса Анисимова. — Конечно, вводить новую систему обращения с отходами просто необходимо, но делать это надо постепенно и поэтапно. Вот кто-нибудь, например, объяснил людям, что с нового года тариф на вывоз мусора вырастет на 20 процентов оттого, что добавят НДС?

Кто будет обучать?
И еще один существенный момент. Сама идеология новой системы обращения с отходами предполагает переработку всего, что можно переработать. А чтобы это делать эффективно, по мнению экспертов, необходимо производить сортировку мусора еще до того, как он попадет на полигон. Иными словами, этим должны заниматься сами люди.

— У нас в Новосибирске установлены специальные контейнеры для сбора пластика, стекла и жести, причем они сконструированы таким образом, что на обычном мусоровозе их вывезти невозможно, нужна специальная машина. Это гарантия того, что стекло и пластик, если они уже в контейнере, на свалке не окажутся, а попадут к переработчику. Вопрос в другом — много ли людей сегодня готовы сортировать мусор, прежде чем выбросить его? — рассуждает президент Новосибирской областной ассоциации предприятий по обращению с отходами «Экология Сибири» Вячеслав Зыков. — У меня предложение — давайте начнем с сортировки, будем обучать людей, объяснять им, зачем это надо делать. Пусть волонтеры этим займутся. Тогда мы действительно сможем перерабатывать до 80 процентов коммунальных отходов, как указано в национальном проекте «Экология».

КОММЕНТАРИИ
Евгений РЫЖКОВ, заместитель министра природных ресурсов и экологии Новосибирской области:
— Будем говорить откровенно: проблема мусора в лесах существует. Логично предположить, что если жители сел и деревень будут отказываться от услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, то эти отходы отправятся либо в леса, либо на земли сельскохозяйственного назначения. При этом у тех, кто следит, чтобы в лесах было чисто, не хватит ни людей, ни технических ресурсов обеспечить стопроцентный контроль. С одной стороны, можно оснастить все автомобили, которые занимаются вывозом мусора, навигационными системами, чтобы в режиме реального времени можно было проследить, доехали ли отходы до полигона. Это вполне реально, технические возможности позволяют. Но как быть с обычными гражданами, которые вывозят мусор в лес? Вопрос.

Наталья АББАСОВА, заместитель начальника управления коммунального комплекса и энергетики — начальник отдела благоустройства и обращения с твердыми коммунальными отходами министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области:
— Можно сказать, что сегодня мы занимаемся тем, что пытаемся оценить масштабы бедствия. Отрасль по обращению с отходами находится в процессе создания, это в полной мере относится и к инфраструктуре. И это несмотря на то, что соответствующая программа начала работать в Новосибирской области уже несколько лет назад и часть необходимых объектов была построена. Конечно, это далеко не все, что нам сегодня нужно. С 2020 года в регион начнут поступать федеральные средства на создание объектов по переработке твердых коммунальных отходов, я имею в виду полигоны. Но это будет только через год, а решение проблемы нужно искать уже сейчас. Поэтому мы тесно взаимодействуем с управляющими компаниями и органами местного самоуправления, разъясняем им, что теперь нужно будет делать с отходами, встречаемся с операторами мусорных полигонов, решаем организационные вопросы. Региональное министерство природных ресурсов и экологии, а также департамент земельных отношений работают с нами в тесном контакте, ведь проблема эта общая.

Александр АЛИСОВ, глава Чемальского района Алтайского края:
— Вся территория Республики Алтай поделена на три зоны, три региональных оператора выбраны, с 1 сентября они приступили к работе, тарифы на вывоз ТКО определены. Из бюджета было выделено 5 миллионов рублей на организацию контейнерных площадок в Горно-Алтайске и селе Майма. Правда, во время переходного периода случился небольшой мусорный коллапс, но потом все наладилось. В Чемальском районе отходы пока собирают и вывозят в мешках. Главная проблема заключается в том, что жители сел не хотят платить за вывоз мусора. Раньше за это платили сельские поселения, и жители не хотят ничего менять. И, самое главное, нет никаких рычагов воздействия. Свет, если за него не платят, можно отключить, а как быть с мусором? Кроме того, есть еще туристы. Население Республики Алтай составляет 200 тысяч человек, а за это лето у нас побывали 1 миллион 800 тысяч человек. То есть на одного жителя приходится девять туристов. Естественно, они тоже производят мусор. Но идея брать при въезде на территорию республики мусорный сбор, наподобие курортного, мне не нравится. Я вообще против того, чтобы брать деньги с людей, которые к нам приезжают. Надо искать другие пути решения проблемы.

Николай ТРАХАНОВ, руководитель ООО «Чистый город-2»:
— Наше предприятие занимается вывозом отходов в Тогучинском районе. По закону теперь везде нужно устанавливать мусорные контейнеры. Но далеко не у каждого дома можно установить их — бывает, что просто физически нет места. Я имею в виду частный сектор. Мы нашил вариант: стали устанавливать напротив подворий двухсотлитровые железные бочки. Оказалось, что это хороший выход. Сначала жильцы частных домов в штыки восприняли нашу идею, но постепенно свыклись с тем, что за вывоз мусора надо платить, и поняли, что это дешевле, чем нанимать машину и утилизировать отходы самостоятельно. Бочки мы опорожняем раз в две недели. Если у кого-то за это время накапливается больше мусора, они просто складывают его в пакеты и ставят их рядом, так же как и крупногабаритные отходы. Теперь эта система работает не только в Тогучине, но и в близлежащих деревнях. Сегодня наше предприятие обслуживает примерно половину населения Тогучинского района. В настоящее время мы занимаемся проектированием районного мусорного полигона с сортировочной линией.