Как по наказу
В Безменовской школе трескаются стены, проект реконструкции готов и оплачен из бюджета, но денег на сам ремонт нет
На заседании комиссии по наказам депутаты Заксобрания совместно с главами региональных министерств обсудили план реализации мероприятий по исполнению наказов избирателей на будущий год. Проект, разработанный облправительством, предполагает исполнение 373 наказов более чем на 6 миллиардов рублей.
Напомним, что в 2015 году, перед выборами, было принято наказов на общую сумму 150 миллиардов рублей. При этом сразу стало понятно, что все пожелания избирателей выполнить невозможно: таких нагрузок бюджет региона, увы, не осилит. В правительстве называют более реальную цифру — 5–6 миллиардов в год. На будущий год на исполнение наказов тоже заложили 6 миллиардов.
Основные средства — из облбюджета
С проектом плана мероприятий по реализации наказов избирателей членов комиссии ознакомила заместитель председателя правительства Новосибирской области — министр экономического развития Ольга Молчанова. По ее словам, это не окончательные данные, после утверждения бюджета региона на будущий год в проект будут внесены изменения.
— По сравнению с 2018 годом к исполнению принято на 124 наказа меньше, но при этом сумму, выделенную на эти цели, увеличили почти на 500 миллионов рублей, — подчеркнула Ольга Молчанова. — Как всегда, преобладают средства областного бюджета — 4 миллиарда 600 миллионов рублей, из федерального бюджета выделят 1 миллиард 200 миллионов, из местных бюджетов — 174 миллиона рублей. Остальное — средства из внебюджетных источников. Если же говорить о направлениях, то здесь, как всегда, лидируют наказы в сфере здравоохранения. В проекте 91 такой наказ на общую сумму 3 миллиарда 400 миллионов рублей. На втором месте — дороги, на третьем — жилищно-коммунальное хозяйство. План мероприятий предусматривает строительство новых школ, детских садов, фельдшерско-акушерских пунктов, спортивных объектов.
По словам председателя комиссии по наказам Дмитрия Козловского, в комиссию поступило 13 писем от депутатов с предложениями и комментариями. Немало замечаний прозвучало и во время обсуждения проекта.
Стена на скобах
— У меня в округе есть один проблемный объект — это школа в Безменово, — сказал депутат Иван Мороз. — Безменово — перспективное село, население его растет, в школе сегодня учатся более 300 детей. При этом здание в катастрофическом состоянии. Тем не менее в проекте безменовской школы нет. Если все так оставить, мы чего-нибудь дождемся.
Действительно, по словам директора средней образовательной школы села Безменово Черепановского района Татьяны Емельянцевой, здание давно нуждается в ремонте. Главный корпус был возведен в 1964 году, пристройка — в 1977-м. Сегодня школа не соответствует требованиям СанПиН. Столовая расположена на втором этаже, что нормами не разрешено. Продукты, готовую еду и грязные тарелки заносят в одни двери, что тоже недопустимо. Тем не менее здесь ежедневно кормят обедом 330 детей, а 180 из них — еще и завтраком. Спортзал тоже находится на втором этаже (вопреки СанПиН), и, когда там проходят уроки физкультуры, на первом этаже с потолка сыплется штукатурка и другим классам невозможно заниматься из-за топота. Здания соединены холодным переходом, так тоже быть не должно. И в мастерских слишком холодно. Водопровод, система отопления и канализации требуют ремонта. Словом, проблемных мест полно.
— Мы давно говорим о том, что школе нужна пристройка, где находились бы спортзал и столовая, а также капитальный ремонт существующего здания. И вроде бы дело пошло — в 2012 году из районного бюджета на проектно-сметную документацию выделили два миллиона рублей, в феврале 2013 года проект прошел государственную экспертизу. На этом все. Сейчас коробки с проектной документацией стоят у меня в кабинете. Жалко людей, которые делали проект, их работу, — вздыхает Татьяна Емельянцева. — Но гораздо хуже другое. По стене спортзала пошли трещины, их сшили железными скобами, но они появились в других местах. В конце концов, это просто опасно. У нас есть письмо за подписью губернатора Андрея Александровича Травникова, что нас поставили в план на 2021 год.
Кто оплатит проект?
Кстати, о проектно-сметной документации. Заместитель председателя Заксобрания Андрей Панферов напомнил, что, для того чтобы наказ мог попасть в план мероприятий, органы местного самоуправления обязаны представить ПСД на данный объект. Однако у муниципалитетов просто нет на это денег. По словам Андрея Панферова, уже много лет в его округе в Чановском районе ждут исполнения наказа о работах по водопонижению. Чтобы изготовить проект, необходимо 8 миллионов рублей. Понятно, что органы местного самоуправления не располагают такой суммой.
— Мы тоже ощущаем эту проблему, — сказал министр жилищно-коммунального хозяйства и энергетики области Денис Архипов. — Поэтому мы делаем исключения для подобных крупных объектов, выделяя им средства на создание проектно-сметной документации из областного бюджета.
Судьба спорткомплекса
Еще об одной проблеме рассказал депутат Александр Аксененко. На строительство спортивного комплекса в Мошково было выделено 40 миллионов рублей, и часть работ уже сделана, однако в плане исполнения наказов на будущий год мошковского спорткомплекса нет.
— На месте строительства спорткомплекса были снесены деревья, выполнены работы по водоотведению, сейчас идут земляные работы по отсыпке площадки. Думаю, в нынешнем году также будет установлено ограждение, иначе говоря металлический забор, такие работы можно прводить и зимой, — рассказал глава Мошковского района Сергей Евстифеев. — Кроме того, мы приобрели искусственное покрытие для футбольного поля, оно лежит на складе. В бюджете на будущий год нашего спорткомплекса нет, но в письме за подписью Андрея Александровича Травникова сказано, что, возможно, нам дадут средства по федеральной программе. Но если даже денег не будет, мы выделим их из районного бюджета и, когда сойдет снег, уложим покрытие. Я не готов пока сказать, когда на поле можно будет играть в футбол, но мы приложим все силы, чтобы это произошло как можно скорее.
План и бюджет
Естественно, все эти вопросы возникают по одной-единственной причине — из-за недостатка средств. И тут исполнительную власть вполне можно понять: бюджет не безразмерный. Конечно, правильно расставлять приоритеты — это великое искусство, и решать, кому выделить средства, а кому нет, представители законодательной и исполнительной власти должны вместе.
Парламентарий Алексей Андреев предложил увеличить депутатский фонд. По его мнению, эти деньги можно использовать наиболее эффективно.
— «Повисшие» наказы были и в восьмидесятые, и в девяностые годы, это не новое явление. Я думаю, что решение тут может быть только одно — начинать надо с плана социально-экономического развития нашего региона на пять лет. Если тот или иной объект там есть — значит наказ будет исполнен. Следующий этап — бюджет. И план экономического развития, и бюджет принимают депутаты. Вот тогда закон будет работать, — резюмировал депутат Сергей Титков.
КОММЕНТАРИЙ
Дмитрий КОЗЛОВСКИЙ, председатель комиссии по наказам Законодательного собрания Новосибирской области:
— Когда мы принимали наказы в 2015 году, сразу было понятно, что все мы выполнить не сможем. Естественно, приоритет отдается тем наказам, которые коррелируют с планом социально-экономического развития области на пять лет. Иными словами, если наказ совпадает с планом, то вероятность, что именно его выполнят, очень большая. Причем сумма финансирования тут не имеет особого значения, для нас нет мелких и крупных наказов, все они важны. Мы будем рекомендовать правительству доработать план реализации наказов избирателей на будущий год с учетом всех поступивших предложений и замечаний и в марте будущего года внести доработанный проект на утверждение сессии Законодательного собрания. У каждого депутата есть время отработать свои наказы с профильными министерствами. Кроме того, мы дали поручение нашей юридической службе рассмотреть возможность внесения изменений в закон об исполнении наказов избирателей, особенно в части введения ответственности за их неисполнение.