USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Наука мыслить и держать оборону

Татьяна РЕШКЕ

Путь в экстремистскую группировку может быть вымощен красивыми словами о свободе и любви

Черно-белое видение мира, разделение людей на своих и чужих — это одна из характеристик подросткового возраста, когда приходится определяться, кто ты и с кем.

Именно подросткам свойственно попадать в сети экстремистских организаций. Почему так происходит? Как избежать беды и не поддаться манипуляторам? Эти вопросы обсуждали участники семинара, посвященного проблеме этнического и религиозного экстремизма, — общественники, специалисты по воспитательной работе, преподаватели вузов и учителя школ.

Семинар был организован Центром делового обучения «Сфера» по поручению министерства региональной политики Новосибирской области и проходил в Доме офицеров.

Дистанционная вербовка
Главная черта, которую демонстрируют члены экстремистских сообществ, — радикальное восприятие любого конфликта, подчеркнула Валерия Капустина, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики НГТУ. Приверженцы таких группировок не допускают мысли о том, что на каждой стороне баррикады — своя правда. Получается, что виноват кто-то один и этот кто-то должен быть наказан. Другие варианты просто не рассматриваются.

Как «зацепить» человека, который обижен на судьбу, не уверен в себе и не имеет четкого мировоззрения? Чаще всего достаточно предложить ему рецепт быстрого успеха. Продемонстрировать успешного человека, который скажет: «Если я смог это сделать, значит сможешь и ты!», «Я зарабатываю миллионы долларов в день и научу тебя, как этого добиться».

— Проверить такие заявления очень трудно, — замечает Валерия Капустина. — Ведь человек не демонстрирует ни налоговую декларацию, ни вещи, действительно характерные для тех, кто хорошо зарабатывает. Он просто говорит, что пришел к успеху благодаря сообществу, которое представляет. Если речь идет о пабликах в соцсетях, здесь вербует не конкретный человек, а группа лиц, которая, по сути, занимается пиаром. Вербовка идет дистанционно. Используются выражения и картинки, вызывающие отклик у молодежи.

В опасные сообщества подростков втягивают постепенно. Все начинается с вовлечения в некую доктрину. Создатели аккаунтов зовут в гости не просто потому, что «у нас интересненько». Они излагают вполне конкретные мысли, теории, идеи. Говорят о таких высоких понятиях, как любовь, свобода, честь и справедливость.

Ловля на живца
Как, например, вербовали девочек в горячие точки? На чем делали акцент?

— Конечно же, на любви, — объясняет Валерия Капустина. — Происходит следующее. Девочка находит в сети подругу, с которой можно поговорить буквально обо всем — обсудить проблемы с внешностью и самооценкой, родителями и друзьями. Как только речь заходит о любви, начинаются рассказы о том, что есть на земле замечательное место для девочек, где тепло, солнечно, уютно, но, правда, немножко убивают. Девочке объясняют, насколько сильно местные мужчины отличаются от русских мужчин, как заботливо и трепетно они относятся к женщинам. Почему они воюют? Потому что «не боятся риска». Воин — это не «мужик у телека с пивом», это «серьезный» мужчина, который защищает свою семью, свою страну. И в итоге девочка сравнивает тех, кто рядом, с некоей идеальной композицией, которая может не существовать вовсе. Чуть позже подключается юношеская артиллерия: появляется молодой человек, который проявляет внимание, понимание — словом, дает девочке все то, чего недодали сверстники и семья. Но в какой-то момент «принц» пропадает, и у девочки начинается паника. Тем более если к тому времени она успела сбежать из дома. Как вербовщики понимают, что жертва на крючке? Она начинает сама проявлять активность, пишет друзьям и знакомым мальчика, а те сообщают, что ее любимый «умер». Объясняют: да, это очень грустная история, но некий акт доверия совершен, и по местным обычаям подруга погибшего теперь принадлежит, например, его брату. Братьев у мальчика много, а у девочки нет ни средств, ни возможности вернуться обратно.

Схема общения с юношами строится иначе. Им показывают видеоролики с пытками, казнями и призывают к борьбе за справедливость. Какова ситуация на самом деле, потенциальный боец проверить не может, но проникается убеждением, что «так жить нельзя». В конце концов мальчик чувствует, что должен помочь, отправляется воевать и попадает в лагерь, где применяют деструктивные психотехники, объясняет эксперт.

Комфортно там, где одобряют
Еще один важный этап вербовки — изолировать человека. Сделать так, чтобы он перестал общаться с родными и близкими. Если подросток двадцать четыре часа в сутки проводит в соцсетях, контактировать еще с кем-то ему просто некогда. К тому же новые знакомые терпеливо разъясняют, почему именно с «посторонними» людьми общаться не надо: во-первых, они «ничего не понимают», у них устаревшие взгляды; во-вторых — они «сами ничего не добились в жизни, а значит, не добьешься и ты». В ход идут риторические фразы: «Чему может научить отец-алкоголик!», «Смотри на меня, верь в себя, и все будет здорово».

Окруженный вниманием, подросток быстро впадает в состояние зависимости от группы.

— Где человеку комфортнее? — размышляет Валерия Капустина. — Представьте, в компании подростку говорят: «Мы тебя всему научим, у тебя все получится», — а дома постоянно пилят, делают замечания. Разумеется, комфортно там, где одобряют. И любая секта, любое экстремистское сообщество это учитывает.

Кто в группе риска?
Есть вполне конкретные признаки, по которым можно определить, склонен человек поддаваться манипуляциям или нет.

— Анализ преступлений экстремистской направленности показал, что 90 процентов тех, кто их совершил, — это молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, — отмечает Валерия Капустина. — У большинства из них были проблемы в семье, в общении со сверстниками. Многие испытывали материальные трудности или воспринимали тот уровень достатка, который имели, как неадекватный. Так, человек может получать зарплату в размере 25 тысяч рублей, но при этом считать, что ему должны платить хотя бы сто тысяч. Да, ожидания неадекватные, но человек воспринимает ситуацию как несправедливую, и это может его подтолкнуть к экстремистским действиям.

Один из факторов риска — употребление психотропных веществ, в том числе алкоголя и наркотиков. Если состояние сознания у человека изменено, он поддается внушению гораздо легче.

Как противостоять влиянию извне и не допустить катастрофы? Прежде всего, нужно научить подростка критически оценивать любые мысли. Включая и те, которые пытаются донести до него родители, учителя. Ведь даже самые адекватные и доброжелательные люди могут заблуждаться.

— Задача в том, чтобы научить подростка подбирать адекватные аргументы, какую бы мысль он ни пытался защитить, — подытоживает эксперт. — Просто сказать, что собеседник неправ, потому что неправ, — этого мало. Любое мнение нужно обосновать логически. Человеку, который умеет самостоятельно мыслить и анализировать, манипуляции не страшны.

Признаки вовлечения в экстремистскую организацию:

  • замкнутость;
  • неспособность критически мыслить, слушать собеседника;
  • частые и немотивированные уходы из дома;
  • резкое изменение образа мысли, словарного запаса;
  • отказ отмечать семейные праздники;
  • появление необычных предметов (книги, оружие, символика);
  • большое количество новых знакомых (подписчики в соцсетях);
  • попытки вербовки.

МНЕНИЯ
Елена КУРГИНА, председатель ТОС «Затулинский», Новосибирск:
— Хотелось бы, чтобы с трудными детьми педагоги занимались с самого раннего возраста, открывали классы коррекции, а не выводили на домашнее обучение. Такой подход проблем не решает. Когда 15-летний подросток уже успел побывать в приюте, заработать условный срок — это страшно! В нашем ТОС мы стараемся работать с подростками, организуем кружки, проводим спортивные мероприятия. Подбираем детям интересные занятия, чтобы отвлечь их от дурных мыслей.

Ирина ЗАБОЛОТНИКОВА, учитель, Маслянинский район:
— У подростков лет тринадцати в соцсетях уже есть свои закрытые группы, которые они создают классами. Наверное, в чем-то это хорошо — ведь дети общаются, делятся мыслями, для них это естественно. Но изоляция может оказаться опасной. Мало ли кто попытается воздействовать на детей? Хотелось бы разобраться в этих проблемах, поговорить о них более предметно.