USD 80.5268 EUR 93.3684
 
ФотоСтихиЯ: авторы Победы!

Человек века

Александр Минченков
Оставшееся нам наследие Вениамина Карповича в первую очередь адресовано молодому поколению. Его послание новосибирцам — на все времена. «Чтобы помнили, что это за война, какой кровью она досталась нашему народу, — сказал в 2019 году живописец на встрече с земляками. — Я художник, и я должен об этом сказать». Фото: Андрей Заржецкий
Оставшееся нам наследие Вениамина Карповича в первую очередь адресовано молодому поколению. Его послание новосибирцам — на все времена. «Чтобы помнили, что это за война, какой кровью она досталась нашему народу, — сказал в 2019 году живописец на встрече с земляками. — Я художник, и я должен об этом сказать». Фото: Андрей Заржецкий

В год 80-летия Великой Победы новосибирцы вспоминают народного художника России Вениамина Чебанова — 28 августа 2025 года ему исполнилось бы 100 лет

Человек ушел из жизни, но оставил яркий след на века — картины о войне, написанные его рукой.

Со многими ветеранами Великой Отечественной мне довелось общаться, о некоторых из них мною были написаны рассказы и повести, которые вошли в авторские книги, часть опуб­ликованы в виде очерков на страницах «Советской Сибири».

Среди таковых уместно вспомнить о Вениамине Карповиче Чебанове, который своим творчеством преподнес людям десятки прекрасных полотен, демонстрирующих эпизоды военного времени.

В красках замершая война

Режиссерами создано множество художественных и документальных фильмов, отражающих фронтовую и тыловую жизнь, писателями написано множество произведений на основе реальных событий. Да, когда мы смотрим кино, читаем книги, мы сопереживаем героям и восхищаемся их подвигами.

034-02-02_M.jpg

Фото: Андрей Заржецкий

Созерцая же картины Вениа­мина Карповича, мы удивляемся, с какой глубиной и точностью он отобразил войну. Если это бой, то он как бы запечатлен в реальности, словно мгновение, пойманное объективом фотокамеры: в красках замерли взрывы, военная техника и орудия, выстрелы, лица бойцов, убитые, раненые, ландшафт исковерканной земли, соблюдены масштабность и пропорции фигур.

Если изображены персонажи, их лица полны задумчивости и скорби от пережитых тревог, трагедий и лишений; на части полотен написаны и веселые лица людей, к примеру радующихся Победе или встрече с воинами-освободителями.

Картины Чебанова заставляют всматриваться в них, представлять действительность, происходившую на фронтах, задуматься, сколько перенес наш народ бед, горя и утрат. И в то же время восхищаешься, насколько ярко представлены отвага и патриотизм людей в непростое для страны время.

Вглядитесь в лицо матери

В чем секрет успеха в творчестве Чебанова? Ответ простой. Первое: Господь наделил человека даром изобразительного искусства. Второе: Вениамин Карпович — участник Великой Отечественной войны. И третье — стремление донести людям то, о чем они не должны забывать, чтобы ценить и беречь мир.

034-02-03_M.jpg

Фото: Андрей Заржецкий

Он видел и лично на себе испытал, что происходило в те грозные годы. Ему не нужны были архивы или историки: ужасы войны накрепко врезались в его память, став темами полотен. Назову лишь несколько: «Вышли из окружения», «Последний снаряд», «В освобожденном селе», «У родного порога», «Мать. Земля ее сыновей», «Память», «Последний день войны». Но особо впечатляющая — это диорама, посвященная участию 22-й гвардейской Cибирской добровольческой дивизии Красной армии в боях за город Белый.

О картине «Память» хочу сказать: вглядитесь в лицо матери, морщинистое от переживаний, в ее глаза — они полны горя от утраты сыновей, не вернувшихся домой с войны. Их портреты висят на стене, каждый — глубоко в памяти матери, эту память невозможно стереть. Слез нет, они выплаканы, глаза полны бездонной скорби, а рука на подбородке подчеркивает беспрестанную задумчивость. Образ матери невольно дает понять, что погибшие сыновья — это ее безмерная беда в опустевшей избе.

Мне довелось видеть Вениа­мина Карповича за работой над диорамой, и меня удивляло, как он в преклонном возрасте и имея инвалидность всякий раз поднимался по высокой стремянке к огромному полотну и наносил краски. Ведь высота диорамы — 2,7 метра, а общая ширина всех пяти частей — 10 метров! От Урала до Камчатки это единственная, уникальная такая внушительная работа, и этим может гордиться Новосибирск.

Вклад в сохранение истории и укрепление патриотизма

Дважды мы встречались в художественной мастерской и несколько раз вне ее. За не напрасно пройденный жизненный путь я назвал бы его человеком века. Это удивительная личность: Вениамин Карпович был простым в общении, добродушным, интересным собеседником, а главное, устремленным в своем деле. Он был словно боец, только уже не на фронте, а в мирное время перед полотнами, с кистями и палитрой в руках.

034-02-04_M.jpg

Фото: Андрей Заржецкий

И надо отдать ему должное, по сути, до последних дней своей жизни Чебанов сосредоточенно работал, творил. Его созидательный труд стал достоянием страны, поскольку отображает ее доблестную историю. Полотна доступны людям в картинной галерее, носящей имя художника и включающей в себя, если не ошибаюсь, около шестидесяти картин. Кроме того, в хранилище галереи находятся еще несколько сотен работ. Но это не все. Большое число выполнено им портретов, множество графики и различных рисунков для иллюстраций книг.

Кто знал Вениамина Карповича и созерцал результаты его творчества, навсегда сохранил о нем добрую память, а его картины являются несомненным вкладом в изучение истории страны и укрепление патриотизма нынешнего и грядущих поколений.