USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Он пишет небо

Светлана ФРОЛОВА
Фото Виктора БОРОВСКИХ
Фото Виктора БОРОВСКИХ

Иконописец, автор росписи собора Александра Невского, сравнил выставку своих картин со сдачей ЕГЭ

Этой осенью прихожане собора Александра Невского могут видеть, как постепенно обновляется роспись храма, созданная почти двадцать лет назад Петром Миловановым, а посетители Городского центра изобразительных искусств (ГЦИИ) — познакомиться с другой стороной творчества художника. Пока Петр, Артемий и Иван Миловановы — отец, сын и внук — работают над внутренним убранством собора, в ГЦИИ открылась выставка основателя династии «Приглашение к цветовому костру».

Под куполом
Новосибирского художника-монументалиста Петра Милованова знают прежде всего как иконописца и автора росписи российских храмов. В частности, собор Александра Невского он вместе с сыном, красноярским художником-пейзажистом Арсением Миловановым, расписал почти два десятка лет тому назад. Сейчас художники отреставрировали роспись купола, который находится на высоте двадцати пяти метров. Планируется закончить работы к Рождеству.

Фото Виктора БОРОВСКИХ

— Купол расписывали в 1997 году, в феврале — мае, — вспоминает Петр Милованов. — Мне помогал сын Арсений, которому тогда исполнилось 33 года. И внук Иван тоже приходил, забирался сюда. У меня даже сохранилось фото. Спустя 21 год роспись купола и «барабана», средней части храма, стала нуждаться в реставрации. Краска частично осыпалась. Не по нашей вине, а потому что здесь особые условия — разница температур, высокая влажность, испарения. «Барабан» каждый год очищают от копоти, а вот под самый купол добрались впервые, ведь ставить леса — дорогое удовольствие. Кажется, в десятом или двенадцатом году сюда поднимались альпинисты и, когда стали отмывать стены от сажи и копоти, обнаружили, что краска просто сползает.

Фото Виктора БОРОВСКИХ
Спустя восемь лет роспись восстановили. От свисающей с купола огромной цепи, на которой держатся люстра и паникадило, как по компасу, расходятся архангелы — на север, юг, запад и восток. Лик Вседержителя ориентирован с востока на запад. Теперь он смотрит строго перед собой. Петр Алексеевич объясняет: «До реставрации Бог смотрел в сторону, но я сделал так, чтобы он смотрел прямо — благословлял нас». Это единственное изменение, которое внес мастер.

Его экзамен
В экспозицию, которую можно увидеть в ГЦИИ с 18 октября по 18 ноября, вошло около 60 картин, написанных Петром Миловановым в 2013–2018 годах. Произведения, созданные по библейским сюжетам, выполнены в минималистичной манере, с супрематическими элементами.

— Недавно мне подумалось — у школьников ЕГЭ как итог школярства, а у меня тоже ЕГЭ, только всей жизни, сдаю экзамен за все свои 80 лет, — говорит Петр Алексеевич. — И вот тут хочется сказать, что я доволен результатом. Потому что практически все, что было мной задумано, сделано. Вопрос в другом — а достаточно ли высоко поставлена планка?

Фото Виктора БОРОВСКИХ
Супрематизм — направление в авангардистском искусстве, созданное Казимиром Малевичем. По сути, это разновидность абстракционизма, комбинация разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний — прямой линии, квадрата, круга, прямоугольника.

— Языком супрематизма я говорю о христианстве и не только, — комментирует Петр Милованов. — Например, вот эта картина называется «Cветлый путь христианина». И что мы видим на этом светлом пути? Крест как символ страдания. Ниже орудия пыток — копье с намотанной на него пропитанной уксусом губкой. Внизу терновый венец и гвозди. А с левой стороны как символ человека-христианина — монах… Вот так на самом деле выглядит этот светлый путь.

Вначале была единая церковь
Считается, что рукой иконописца движет Бог. Но, по словам Петра Милованова, его картины созданы без участия мистики.

— Они рождаются сами по себе, — говорит художник. — Вот, к примеру, «Моление о чаше» появилось после того, как я перебирал бумажки и увидел небольшой круг, разрезанный пополам. Возникла ассоциация — почему-то с чашей. И отсюда у меня уже выросло несколько тем, в том числе и «Моление о чаше». Образ всегда рождается из конкретной вещи — линии, цветной бумажки. В общем, ничего чудесного.

Фото Виктора БОРОВСКИХ
Одна из картин называется «Историческая встреча». На ней изображены представители западной и восточной христианской церкви, которые приветствуют друг друга как старые друзья. Как известно, встреча патриарха Московского и всея Руси Кирилла и папы римского Франциска состоялась 12 февраля 2016 года в здании международного аэропорта имени Хосе Марти в столице Кубы Гаване и стала первой такого уровня за всю историю Русской православной и католической церкви.

— Я с большим вниманием и удовольствием отнесся к тому, что это наконец случилось, — говорит Петр Милованов. — Причем впервые за все время существования христианства. Ведь вначале это была единая Византийская церковь. Но в силу очень многих обстоятельств западная и восточные культуры разошлись в понимании и восприятии христианства, произошел раскол. Ссоры идут, жестокие и колоссально несправедливые. А несправедливость в том, что основным посланием Спасителя людям было любить друг друга! И странно, что западные и православные христиане, которые, по сути, должны нести эту идею людям, сами враждуют между собой. Парадокс!