USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Новосибирцы стоя аплодировали балету Парижской оперы

Татьяна ШИПИЛОВА

Встреча сибиряков с искусством французских мастеров балета была короткой — всего два представления, но чрезвычайно яркой

Гости показали четыре одноактных балета в постановке современных хореографов, и в связке, в одной программе, они произвели на публику мощное впечатление. Уже в первый вечер овации начались сразу, как только закрылся занавес; весь зал встал. Артистов вызывали на поклоны в течение почти четверти часа четыре раза.

Если говорить о каких-то общих, базовых «параметрах», не могла не восхитить, скажем так, «откалиброванность» труппы: особенно в массовых сценах, точнее, в балетах «Искусство не смотреть назад» и «Времена года. Канон» совершенные, красивые тела смотрелись и были как на подбор — по росту, тренированности, соразмерности друг другу. А отточенность техники балерин и танцовщиков, их выученность во владении телом, а значит, и в решении сложных хореографических задач позволяла донести художественный замысел этих абсолютно разных постановок максимально выразительно, доводя накал ответных зрительских эмоций буквально до предела.

029-13-01.jpg
Добавлю, все показанные опусы бессюжетны, но от сцены невозможно оторвать глаз, так как жаль пропустить хотя бы одно движение: здесь, безусловно, проявилась гармония незаурядной и даже, можно сказать, выдающейся хореографии и ее блестящего воплощения балетом Парижской оперы. В трех из четырех балетов классическая музыка (Дебюсси, Бах, Вивальди) интерпретирована либо соединена с сочинениями современных авторов, что, несомненно, усиливает драматизм происходящего на сцене, ведь современная хореография по определению находится в «поколенческом» диалоге с балетной классикой.

Аплодируя в этот вечер артистам, большинство новосибирцев не подозревали, что рукоплещут они в том числе, а может, и в первую очередь художественному руководителю балета Парижской оперы Орели Дюпон. С 2016 года именно она определяет репертуар и художественную политику театра, которая состоит в том, чтобы в афише полноправно сочетались классика и авангард. И разные категории зрителей находили себе спектакль по душе. Сама мадам Дюпон танцевала на прославленной сцене с 16 лет и уже в двадцать пять была удостоена высшего звания в балетной иерархии — этуаль (звезда).

Руководитель балета Парижской оперы Орели Дюпон

Руководитель балета Парижской оперы Орели Дюпон

Орели Дюпон также побывала в эти дни в Новосибирске и в кулуарах на мой вопрос, какая партия в классическом балете и какая в современном ею как балериной были особенно любимы, призналась: роль Маргариты в «Даме с камелиями» Ноймайера и Избранницы в «Весне священной», поставленной Пиной Бауш. А на пресс-конференции объяснила, что, по ее мнению, означает звание «этуаль» — это не что иное, как большой багаж знаний и возможность встретиться со множеством людей, в том числе выдающихся в своей профессии, известных…

— Именно этот багаж знаний я хочу разделить с теми, кто приходит в нашу труппу, — сказала она.

Еще обаятельнейшая этуаль заметила, что старается у себя в Париже смотреть все гастрольные балетные спектакли, а «российская школа балета — это то, что нас во Франции вдохновляет ежедневно». Мадам Дюпон не исключила следующих гастролей в нашем городе в ближайшей перспективе.

В финале пресс-конферен­ции, в которой также принял участие худрук Новосибирского балета Денис Матвиенко, некоторые итоги завершающегося 73-го сезона НОВАТа подвел художественный руководитель театра Владимир Кехман.

— Этот сезон мы закончили с феноменальными экономическими результатами, — заявил он. — То есть либо мы плохо планируем, либо мы настолько хорошо работаем… Ничего не понимаю. Все результаты, которые мы запланировали, мы превысили практически на 20–30 процентов. И по количеству премьер, и по заполняемости залов, и по средней заработной плате.

Владимир Абрамович призвал журналистов в этой связи гордиться театром и спрогнозировал, что к 2020 году будет достигнута цифра в 550 тысяч зрителей, посетивших НОВАТ.

СПРАВКА
11 и 12 июля в афише Новосибирского академического театра оперы и балета были гастроли балета Парижской национальной оперы. Французская труппа представила балет «Фавн» (Faun) Сиди Ларби Шеркауи на музыку Клода Дебюсси и Нитина Соуни, созданный в 2009 году к 100-летию «Русских сезонов». Также новосибирцы увидели спектакль нидерландского хореографа Ханса ван Манена «Три гносианы» (Les trois gnossiennes) на музыку Эрика Сати — одну из самых известных работ мастера, поставленную в 1982 году. Балет «Искусство не смотреть назад» (The art of not looking back) — очень искренняя и личная работа израильтянина Хофеша Шехтера, в которой обостренная пластическая чуткость соединяется с мощной энергетикой и ритмическим напряжением. Канадский хореограф Кристал Пайт поставила балет «Времена года. Канон» (The seasons’ canon) на музыку Антонио Вивальди в интерпретации Макса Рихтера. В 2017 году за этот спектакль Пайт была удостоена балетного приза «Бенуа де ля Данс» как лучший хореограф.