USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Сын полка: сибирский вариант

Юрий БЕЛОУСОВ
Анатолий Васильевич отправляется на митинг. Фото Юрия БЕЛОУСОВА
Анатолий Васильевич отправляется на митинг. Фото Юрия БЕЛОУСОВА

Не одно поколение школьников зачитывалось повестью Валентина Катаева «Сын полка». Мы познакомим вас с ветераном, в судьбе которого во многом повторилась история литературного героя

22 июня ветеран войны Анатолий Васильевич Прилепко по давней традиции отправляется к «Звездочке» — мемориальному комплексу в Кировском районе Новосибирска, чтобы принять участие в митинге, посвященном скорбной дате — началу Великой Отечественной войны.

Как и Ваня Солнцев
А мне удалось пообщаться с Прилепко после празднования Дня Победы. Анатолий Васильевич — ветеран-речник. Его хорошо знали в Западно-Сибирском речном пароходстве, многие помнят и сейчас. Он пришел на реку в 1967 году, после окончания НИИВТа. И сразу зарекомендовал себя как ответственный и квалифицированный специалист. Его отличало от других постоянное стремление добраться до сути вопроса и сделать все своими руками. Он всегда был в авангарде научно-технического прогресса на флоте, занимался внедрением новой техники. Ему приходилось решать сложные технические проблемы и обучать остальных. Но далеко не все коллеги знали о его непростой биографии.

С первых дней Великой Отечественной войны тысячи подростков вместе со взрослыми воевали в действующей армии. После выхода повести Валентина Катаева «Сын полка» о воспитаннике Красной армии это название стало нарицательным. Так вот, Анатолий Васильевич, как и Ваня Солнцев — герой книги Катаева, тоже сын полка, участник Великой Отечественной войны.

Его историю впервые рассказал коллега, ветеран-речник Юрий Голещихин на страницах одной из газет Новосибирска. Я дополнил ее эпизодами из военной жизни и послевоенного времени.

Побег на фронт
Родился Анатолий в Курске в семье потомственного казака, кадрового офицера Василия Никитовича Прилепко. С приближением фронта к Курску мальчика вместе с матерью Ниной Ивановной эвакуировали в Сибирь, на станцию Зима. Отец, капитан Прилепко, с первого дня войны сражался с фашистами и погиб в 1943 году.

Кто из мальчишек в те годы не мечтал попасть на передовую, чтобы совершить геройский подвиг! А Толя еще хотел найти отца. Осенью 1943 года, когда ему было девять лет, он сбежал на фронт, сев в один из проходящих поездов. На станции Новосибирск его приютили в одном из военных эшелонов, идущих на запад. Накормили, подобрали сапоги, полковой умелец сшил из солдатского обмундирования форму по росту. Так Толя стал сыном полка, воспитанником 192-й стрелковой дивизии, которая в составе 39-й армии Белорусского фронта прошла славный боевой путь от Ельни через Белоруссию, Польшу, Литву до Кёнигсберга.

Получай, фашист, гранату!
Новоиспеченному сыну полка не раз приходилось участвовать в боях. Причем без разрешения взрослых!

Вот один эпизод. После боев в Литве 113-й (Тильзитский) корпус сильно поредел — на три четверти. Во время одного из боев его взвод с трудом удерживал высотку. Два отделения героического взвода были уничтожены. Заканчивались патроны и продовольствие. Толю на оборону высоты не пускали. Тогда он взял вещмешок, накидал туда лимонок, патронов и сухарей и, как говорится, используя складки местности, без разрешения пробрался к своим. Те очень обрадовались запасам. Но его опекун велел сидеть в окопчике.

Беспокойный сын полка все-таки из окопа выбрался, когда услышал шаги фашистов, и метнул две гранаты. Больше враги не рыпались.

— Вас ругали за рискованную инициативу?

— Молчали. Это молчание у нас дорогого стоило! Значит, были рады, что патроны и провизию принес. И что помог.

Два миллиметра до смерти
После капитуляции фашистской Германии 39-ю армию перебросили на Дальневосточный фронт. Шла подготовка к боевым действиям с милитаристской Японией. А перед этим по приказу командующего 39-й армией всех подростков было решено отправить в Союз. Но Толя сбежал, самовольно покинув лагерь воспитанников, и 7 августа 1945 года догнал свою 39-ю армию. Продолжил службу в 61-й танковой дивизии, уже не своей.

Здесь Анатолий попал в 61-й мотострелковый полк подполковника Акилова, который был одним из передовых отрядов армии. Вместе с полком он прошел через горный хребет Большой Хинган, через всю Маньчжурию, дошел до тихоокеанского порта Инкоу.

Он сполна хлебнул всего того страшного, что выпало на долю солдат. Даже взрослые иной раз не могли пережить того, что преподносила война, а он был подростком. Видел и пережил смерть своих старших друзей — солдат, к которым привязался всей силой своей мальчишеской души, и бомбежки, и артобстрелы, и свист пуль, и изнурительные походы, и ночи без сна, и бои.

Сын полка Толя с сослуживцами. Монголия, 1945 год

Сын полка Толя с сослуживцами. Монголия, 1945 год

Анатолий был исполнительным, любознательным, подвижным и настойчивым пареньком. Очень любил технику, водил мотоцикл, автомобиль, хорошо стрелял, играл на малом барабане в полковом оркестре.

В одном из боев с японскими захватчиками — на подступах к городу Ванемяо в Маньчжурии — был ранен осколком мины в голову. Хирург из медсанбата, делая перевязку, сказал тогда: «Ты в рубашке родился. Еще бы два миллиметра — и на тот свет!»

— А я думал, что дело не в этом. Меня пуля не брала, потому что я маленький был, все мимо! — улыбается Анатолий Васильевич.

За трудолюбие, готовность всем помочь и выполнить любую работу, за компанейский характер любили его солдаты. Как своего сына — сына полка.

Разгромлена милитаристская Япония, дивизию передислоцировали в Монголию. В 61-м полку Анатолий прослужил до 1949 года. Затем по приказу командира полка подросток был направлен в Суворовское училище, но обстоятельства сложились так, что учиться ему не пришлось, он вернулся на станцию Зима, к матери.

— А что мать сказала по поводу бегства?

— Нужно представлять то время. Она была рада, что вернулся. Я сразу пошел работать, чтобы помогать семье. Еще и учился в вечерней школе.

…И удар по холере
После окончания семилетней школы на станции Зима поступил в ремесленное училище № 14 в Новосибирске, которое окончил с отличием. Затем была служба на Тихоокеанском флоте, откуда попал в команду, получившую новый военный корабль на Балтике. Участвовал в его перегоне на Тихий океан, за что был награжден знаком «За дальний поход», которым очень дорожит.

После демобилизации работал мастером производственного обучения в техническом училище № 2 Новосибирска. Параллельно окончил десять классов в вечерней школе.

В 1960 году поступил в Новосибирский институт инженеров водного транспорта на судомеханический факультет. Учиться было трудно, жить приходилось на одну стипендию, помощи получить было не от кого, приходилось подрабатывать. Постоянно занимался спортом: боксом, лыжами, велосипедом. Все шло нормально, но на первом курсе института его постигло несчастье: получил спортивную травму и, как следствие, инвалидность. Год провел на больничной койке, но учиться продолжал. Активно боролся с недугом и постепенно тренировками восстановил себя, продолжил заниматься спортом, постоянно выступая в лыжных соревно­ваниях.

В 1967 году получил диплом инженера-судомеханика, поступил в Западно-Сибирское речное пароходство, где более 20 лет проработал в службе судового хозяйства механиком-наставником.

— В пароходстве вся новая техника была на мне, — рассказывает Анатолий Васильевич. — Есть проблема, я иду в рейс, чтобы найти причину, обучить механика. После вспышки холеры на Волге на всем пассажирском флоте внедряли установки для приготовления питьевой воды. Затем на транзитном флоте. И все установки через мои руки проходили. Что интересно, после этой работы я стал по запаху точно определять концентрацию хлора в воде.

Обещание
В ноябре 1984 года Анатолий Прилепко встретился со своими полковыми отцами — ветеранами Великой Отечественной войны, которые жили тогда в Улан-Удэ: полковником А. М. Акиловым, старшиной П. В. Николаевым, подполковником Н. А. Глебовичем, старшим лейтенантом Л. В. Зуевым. Анатолий Васильевич тепло отзывается о них, благодарен им за все хорошее, чему научили, за то, что уберегли от смерти.

Анатолий Васильевич Прилепко дал однополчанам обещания. Первое: окончить вуз. Второе: любить Родину. Третье: добросовестно служить (работать) и со временем передать эстафету молодому поколению России.

О первых двух пунктах мы уже рассказали. А что касается третьего, Анатолий Васильевич — частый гость в школах города. Его рассказы с интересом слушают не только дети, но и педагоги, те годы и для них далекая история. И не только слушают — задают вопросы. Так что слово свое сын полка сдержал.