Выборы — любимый праздник
Как известно, в Советском Союзе «красных дней календаря» было не так уж много. Довольно долгое время нерабочими были только 1 Мая (День международной солидарности трудящихся) да 7 Ноября (годовщина Октябрьской революции). Поэтому народ использовал любой повод порадоваться и отметить. Одним из таких поводов по праву считались выборы.
Многие, например мой дед, относились к своему праву проголосовать весьма серьезно и обставляли этот процесс очень торжественно. Если выборы приходились на лето (а в советское время не выделяли для этого единый день, как сейчас), вся семья специально выезжала с дачи. Мы приезжали в город рано утром, и пустая по-летнему городская квартира наполнялась шумом и суетой. Дед требовал белоснежную крахмальную рубашку, надевал самый элегантный костюм и тщательно подбирал галстук и запонки. Мне полагалось надеть лучшее платье с оборками, белые гольфы. И, конечно же, этот образ дополнял огромный, пышный бант. Бабушка и тетя тоже доставали свои лучшие наряды. Дед придирчиво оглядывал нашу компанию, и если считал, что все в порядке, то мы отправлялись.
Избирательный участок располагался неподалеку, в кинотеатре «Россия» (дело было в Барнауле). Площадь перед этим кинотеатром с цветниками и лавочками была одним из любимых мест отдыха горожан. С самого утра сюда стекались люди. Шли семьями, включая стариков и грудных детей в колясках, красивые, веселые, нарядные. Сам процесс голосования как-то выпал из моей детской памяти, зато в ней навсегда остался буфет. Власти в то время старались придать выборам как можно больше праздничности. Прямо в фойе кинотеатра, украшенном изящными драпировками и лозунгами соответствующей тематики, стояли столы с пирожными, булочками, пирожками, бутербродами (даже с икрой!), лимонадом и соками всех сортов и другими вкусностями. Аромат ванили и корицы бил в ноздри прямо с порога. Не сказать, что я видела пирожные только по праздникам, нет, но эти были какими-то особенно красивыми и вкусными. А после выборов мы всей семьей шли на прогулку, так что праздник продолжался.
Родители мои, видимо в силу молодости, относились к выборам одного кандидата из одного с изрядной долей скепсиса. Но и они, идя на выборы в расположенную рядом школу, брали меня с собой. И уж на пирожное с лимонадом в этом случае можно было рассчитывать всегда. Даже в студенческие годы, в конце восьмидесятых — начале девяностых, в наш общежитский буфет в дни голосования завозили невиданные в то несытое время деликатесы, например запеченную буженину. Чему мы, студенты, были очень рады. Нет, что ни говори, а выборы — это праздник.