Красота человеческой души
Митрополит Тихон о духовном здоровье народа, помощи страждущим и подрастающем поколении
Милосердие, сострадание, терпимость, прощение, красота родного языка — в современный век нечасто мы слышим эти слова. В дни самого длительного поста у православных, который завершится светлым праздником Пасхи, об этих важных для человека категориях и о деятельности церкви — в интервью митрополита Новосибирского и Бердского Тихона.
Нынешний год богат на юбилейные даты Новосибирской митрополии. Во-первых, епархия всегда отмечает день рождения Новосибирска, которому в этом году исполнится 125 лет. В этот день в Вознесенском кафедральном соборе проходят молебен и колокольный концерт. Кстати, у собора тоже юбилей — 105 лет. А 17 мая состоится еще один праздник — исполняется 95 лет самой Новосибирской епархии. В такой день в храме соберутся архиереи со всей митрополии, пройдет торжественная служба.
В целом год предстоит насыщенный. Ведь епархия еще ведет большое строительство — сейчас одновременно возводятся 48 храмов, 16 часовен и 82 других объекта. Конечно, все они на разной стадии завершения. Храм Макария Алтайского в саду Дзержинского и храм в честь Николая II на улице Воинской. Вырыли котлован под новый храм на улице Большевистской. Строятся административный корпус семинарии в городе Оби, Дом милосердия в Академгородке, готовится освящение Дома молодежи. Но, пожалуй, самая большая часть забот Новосибирской митрополии сосредоточена на социальной и образовательной работе.
Они просто счастливы
— Владыка, какими социальными программами сейчас занимается епархия?
— Их много. Совместный с мэрией проект — епархиальный комплексный центр для людей без определенного места жительства. Работа эта у нас началась давно, с того, что на газоне перед нашими гаражами поселились бомжи. Человек шесть-семь в 36-градусный мороз лежали на полиэтилене и полиэтиленом прикрывались. Среди них оказался бывший ученый из Академгородка — всякое в жизни бывает. Я начал звонить в мэрию, а тут ко мне приходят бывшие баптисты и говорят: есть в Восточном поселке брошенное здание детсада, подошло бы под приют. Я написал просьбу передать его нам, передали немедленно. На свои средства мы его восстановили. Теперь живут там около ста человек — и просто счастливы. Наши подопечные обеспечены хорошим трехразовым питанием, одеждой. Организован досуг, есть и часовня.
Мы не спрашиваем, православный или не православный, какой национальности. Помогаем всем, кто в этом нуждается. В особо холодные дни курсирует автобус по всем вокзалам, собираем их, добровольно, конечно. У нас много жертвователей, благодетелей, благодаря которым мы можем сделать все это.
За год через нас проходят три тысячи бомжей. В городском бюджете нет даже такой строчки — на людей без определенного места жительства. Есть приюты для животных, а для людей нет. Но ведь это наши соотечественники, жители нашей области оказались в такой ситуации. Иногда говорят о них: мол, сами избрали такой образ жизни. Это неправильно. Что они избрали — это их дело, а кто мы сами? Важно, что перед нами человек, человек страдающий, который, как правило, имеет массу болезней, не имеет документов, потерял жилье, пенсию. Поэтому мы по сто тысяч социальных услуг оказываем каждый год, в том числе помогаем и с лечением. Договариваемся с больницами, потому что без нашего вмешательства бомжей не принимают — у них же нет документов. Категория очень тяжелая. Наша задача — вернуть этих людей в общество. И нередко это удается.
— Кому еще вы помогаете?
— Организован приют острой социальной помощи «Родной дом» для женщин с детьми и беременных, которым некуда идти. Есть реабилитационные центры, в которых живут бывшие наркоманы. Кстати, большой процент ребят после пребывания там не возвращается на порочный путь. Вот приезжали американцы, удивились, когда узнали, что процентов восемьдесят у нас реабилитируется. У них, как они сказали, только два процента.
Помощь страждущим — показатель того, кто ты есть сам
Еще одна трудная категория — осужденные в тюрьмах и бывшие заключенные, которые вышли на свободу. Энтузиаст у нас этого дела игумен Владимир Соколов, он 40 лет работает в колониях и очень многое делает по своему милосердию. Иначе как страждущими он их не называет. Во всех колониях его стараниями есть часовни. Он говорит: «Колонии — это наши мужские монастыри». Потому что человек, находящийся в таких условиях, начинает искать Бога, он близок к Богу.
Наши добровольцы работают в отделении паллиативной помощи детской барышевской больницы. Считается, что для таких больных важно не только самое новое лекарство, оборудование, но главное — отношение. Чтобы тепло вашей жизненной энергии передалось им. Это трудно, но есть неравнодушные люди, которым это нужно. И это обнадеживает. Потому что самое страшное — равнодушие.
— У нас многонациональный регион. Уделяете внимание межнациональным отношениям?
— Безусловно. Кстати, из значимых событий этого года — конференция, которую мы проводим вместе с Сибирским институтом управления. В прошлом году она была посвящена образованию и культуре, а в этом темой станет проблема миграции. Это очень болезненная и важная проблема. В Европу в прошлом году переселился один миллион мигрантов. Но за это же время в Новосибирск переехало 100 тысяч мигрантов. Все они мусульмане. А это взаимодействие культур, религий. Здесь есть над чем подумать общеобразовательным школам, о том, как правильно вводить предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Дети должны знать, с какими явлениями они сталкиваются. Сейчас идет возрождение всех религий, не только православия. И между детьми и между взрослыми должны быть взаимопонимание, терпимость, уважение к традициям. Мы должны понимать, что рядом люди разных убеждений, что сделать свою страну процветающей можно и нужно только всем вместе. Политика и экономика важны, но многое зависит от взаимопонимания и единства в обществе.
Чтобы строить процветающее общество
— Какие связи у вас с системой образования?
— Самые тесные. У нас есть соглашение с министерством образования Новосибирской области, и мы помогаем родителям школьников в том, чтобы они определились в выборе модулей по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Приглашают в школу священника, и на родительских собраниях он рассказывает, что будет на занятиях, если дети выберут этот предмет. Учителя обучены по всем этим модулям, издан государственный учебник для четвертого класса. Приглашают в школу и представителей других религий.
Учебники, написанные и изданные Новосибирской митрополией, — эксклюзив. Больше таких в России нигде не печатают
На Рождественских чтениях в Москве министр образования РФ Ольга Васильева сказала, что изучать религиозную культуру теперь будут уже до выпускных классов, но для них учебников пока нет. Однако благодаря отделу образования и просвещения Новосибирской епархии и его председателю отцу Борису Пивоварову подготовлен ряд учебных пособий для учащихся 5–9-х классов, сейчас они проходят апробацию. Теперь ребятишки смогут изучать православную культуру — памятники архитектуры, живопись, литературу, пение церковное. Один учебник, например, посвящен основам православной семьи, другой — православной аскетике. У нас есть свои религиозные философы — Гоголь, Достоевский, Толстой. Ведь интересно, как люди пытались познать духовный мир, как они сами его понимали. Эти же учебники мы используем в воскресных школах, гимназиях. В семинарии готовим будущих священников, чтобы они могли по основам православной культуры дать консультации учителям. У нас работает летняя школа для преподавателей основ православной культуры, мы приглашаем их в лагерь «Радонеж» на берегу Бердского залива. Они там отдыхают и слушают лекции. Во всей этой работе важно, что мы говорим о воспитании. Ведь для того, чтобы у нас было процветающее общество, не только я должен об этом говорить. Это зависит от духовного состояния всего народа. Для духовного здоровья необходимо, чтобы люди понимали, что такое братство, единство, чтобы ценились духовные скрепы — семья, сострадание, милосердие, взаимопонимание.
— Состоится ли в этом году Второй съезд Новосибирской региональной общественной организации по сохранению и развитию русского языка «Общество русской словесности»?
— Мы, конечно, его планируем. Первый съезд состоялся в ноябре прошлого года. День открытия неслучайно совпал с днем рождения Даля — составителя «Толкового словаря живого великорусского языка». Собрались люди, неравнодушные к судьбам отечественной словесности. Ведь сохранение русского языка — это сохранение национальной идентичности. Это значит быть и оставаться русскими. Проблема языка — проблема нравственная. Люди говорят о его деградации, однако прежде всего страдает человеческая душа. И психика человека тоже. Человеческий разум мы ощущаем как мысленный мир, свои мысли человек преобразует в слово, и слово показывает, развивается наш разум или деградирует. Вот, например, мат, который все время проталкивают в культуру. Это извращение ума человеческого, он направлен на унижение, оскорбление. Мы знаем, что словом можно возродить и словом можно убить. Еще Аристотель сказал: «Мат — это дорога к преступлению». Значит, в древности тоже задумывались о том, к чему может привести сквернословие, и боролись с ним. Ведь слово открывает нам красоту человеческой души.