USD 102.5761 EUR 107.4252
 

«Важны цели, а не точки на карте»

Использованы фото М. Пермина, А. Уварова, www.sbras.info
Использованы фото М. Пермина, А. Уварова, www.sbras.info

Академик Валентин ПАРМОН, председатель СО РАН:

— Великолепный «треугольник Лаврентьева» «наука — кадры — производство» сейчас может быть надстроен новым тезисом: «Наука — для России и для региона». Речь идет о выполнении элементами «треугольника» актуальной исторической миссии — реализации утвержденной Президентом России стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.

В этом важнейшем документе прописаны общие задачи для российской науки, обозначены так называемые большие вызовы и расставлены приоритеты для ответов на них. Приоритеты обозначены не столько как научные, а как социально-экономические, и это правильно. При этом подчеркивается, что в основе всего и вся лежат фундаментальные исследования, которыми нельзя управлять, им можно только помогать — и для Академии наук это самое важное.

Сибирское отделение РАН в социально-экономическом развитии Сибирского макрорегиона может сыграть роль локомотива, интеллектуального лидера. Эту перспективу понимает и полномочный представитель Президента России в Сибирском федеральном округе Сергей Иванович Меняйло. Он заинтересован в том, чтобы СО РАН могло вести очень крупные проекты — федерального и мирового значения. По итогам первой встречи с полпредом был подготовлен короткий перечень важнейших для «большой Сибири» программ, в первую очередь связанных с освоением сырьевой базы, агробиотехнологиями, наращиванием экспортных и высокотехнологичных позиций в экономике.

Есть крупные проекты, которые финансируются не за счет госбюджета, но будут сильно влиять на экономику Сибири. Примером может служить проектируемый катализаторный завод в Омске с инвестициями «Газпром нефти» в размере более 18 миллиардов рублей. Он будет опираться на технологии, разработанные в Институте катализа имени Г. К. Борескова СО РАН и Институте проблем переработки углеводородов СО РАН. В результате Россия получит крупномасштабное производство импортозамещающих отечественных катализаторов нового поколения.

То же самое относится к проектам в интересах развития самой науки, особенно класса «мегасайенс», таких как Центр бор-нейтронозахватной терапии онкологических заболеваний на базе Института ядерной физики имени Г. И. Будкера СО РАН в новосибирском Академгородке или Нижней Ельцовке.

Глава Новосибирской области Андрей Александрович Травников на расширенном заседании президиума СО РАН сказал, что видит в качестве одного из трех главных приоритетов региона развитие Академгородка. В Новосибирской области — уникальная для страны и в мировом масштабе научно-образовательная и инновационная среда. Но на самом деле и Новосибирский научный центр, и Академгородок— понятия широкие, которые все понимают по-разному. Здесь важны цель и задачи, а не точки на карте.

Сегодня Новосибирский научный центр разобщен территориально и административно: это организации различной принадлежности, работающие и в городских, и в областных рамках. А время требует консолидации усилий и управленческого единства. Считаю, что здесь необходимо создавать центр с особым федеральным статусом, используя те возможности, которые у нас есть. Между СО РАН, ФАНО России и руководством Новосибирской области подписано рамочное тройственное соглашение о взаимодействии с нацеленностью именно на такую перспективу.

В ближайшее время будет создан координационный совет для подготовки уточняющих документов. Во-первых, нужны формулировки цели и конкретных задач. Во-вторых, конкретизация понятия «Новосибирский научный центр», поскольку сегодня сюда входит не только Академгородок, но и Нижняя Ельцовка, Краснообск, наукоград Кольцово.

Кроме того, в программе развития ННЦ нужно выделить особо крупные проекты, такие есть, например, в ИЯФ СО РАН, готовится большая программа создания агробиотехнопарка.

Одна из миссий, которую Сибирское отделение РАН только начинает осуществлять, — научно-методическое руководство исследованиями, проводимыми в университетах. Мы сейчас работаем со многими из них — там, где в числе преподавателей либо сотрудники академических институтов, либо члены Академии наук. Но существуют вузы, в которых нет ни тех ни других. Недавно мы договорились с председателем совета ректоров Новосибирска о том, что следует наладить совместную работу в этом направлении.

Свое присутствие в школах мы тоже должны наращивать. Позитивный опыт есть у Института ядерной физики: он поддерживает стипендиями более сотни учеников СУНЦ НГУ — ФМШ, проводит для школьников увлекательные экскурсии. В мире это делается также путем создания на территории институтов постоянных музеев, а в больших городах есть специальные музеи науки и техники — мне посчастливилось побывать в подобных местах в Сингапуре, Милане, Москве. С моей точки зрения, у нас в Академгородке также должен появиться музей науки. Чтобы дети могли прийти, потрогать экспонаты, послушать лекции.