USD 102.5761 EUR 107.4252
 

«Жили впятером на двенадцати метрах»

Улица Серебренниковская
Улица Серебренниковская

Вспоминаю я свое детство, которое пришлось на нелегкие военные годы. Именно тогда мы, эвакуированные, переехали в Новосибирск.

Я тогда был очень мал и по малолетству не понимал, как тяжело было людям. Ехали мы вчетвером: мама, бабушка, брат и я. Это было в октябре 1941 года. Отец ехал отдельно, он был комиссаром эшелона, на котором эвакуировали завод имени Ленина (это предприятие находится на площади Калинина). В Свердловске мама пошла за водой и отстала от поезда. Представляю, чего она натерпелась, пока нашла нас!

Сначала эвакуированных поселили в здании школы пограничной охраны. Эта школа располагалась недалеко от Дома культуры «Прогресс». Жили прямо в классах. Потом, летом, когда оттаяла земля, люди стали копать землянки и жить в них. И только осенью 1942-го отцу дали комнату в трехкомнатной квартире на улице Щетинкина. Эти дома были построены во времена НЭПа. Вроде самый центр, а тротуары дощатые, улицы замощены булыжником, преобладает гужевой транспорт. Правда, по улице Серебренниковской ходил трамвай до завода «Труд». Линия была одноколейной. Чтобы трамваи могли разойтись, были сделаны специальные разъезды, один из которых находился возле швейной фабрики (ныне «Синар»). Ходили три деревянных вагона, в каждом из них был кондуктор. Когда надо было ехать, кондуктор третьего вагона давал сигнал кондуктору второго, тот сигналил вагоновожатому, и только тогда трамвай трогался.

В двенадцатиметровой комнате мы жили впятером. Впрочем, бабушка чаще спала на кухне, на полу. В комнате стояли кровати и бабушкин сундук, над которым была черная тарелка репродуктора. Помню, тогда часто передавали стихотворение Пушкина о вещем Олеге. Я очень любил его слушать.

В школу я пошел в победном 1945 году. В детском саду мне выдали азбуку, пенал, и я отправился в мужскую школу № 51 (в этом здании сейчас педагогический колледж имени Макаренко). Учились в три смены, последняя смена начиналась в четыре часа вечера. У нас была очень славная учительница Татьяна Фёдоровна. После второго урока она говорила нам, чтобы мы достали салфетки. Приходила тетенька из буфета и давала нам очень вкусные белые булочки. Мы тогда не знали белого хлеба — по карточкам давали только черный. Мне кажется, я до сих пор помню этот чудесный вкус.

Владимир БИТЮКОВ, г. Новосибирск