Факторы влияния на качество законов
На последней в этом году, 26-й сессии Заксобрания окончательно утвержден региональный бюджет на 2018 год
Третье чтение главного финансового документа прошло без вопросов. Параметры бюджета по доходам (131,9 миллиарда рублей) и расходам (134,1 миллиарда) сформированы с дефицитом в 2,2 миллиарда. Квалификация дефицита как технического позволяет надеяться, что в 2019 и 2020 годах Новосибирской области удастся полностью сбалансировать казну.
Социальная ориентация расходов воплощена во вложениях в капитальное строительство и ремонт важных объектов. Продолжится создание дополнительных мест в средних общеобразовательных школах, строительство помещений для занятий физкультурой и спортом, в том числе в муниципальных районах. Система здравоохранения прирастет новыми ФАПами в селах.
Предусмотрено также повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, которое не было учтено в майских указах Президента РФ 2012 года, увеличение минимальной заработной платы до 85 процентов от прожиточного минимума. Продолжатся мероприятия по улучшению организации питания детей из малообеспеченных семей. Вырастет поддержка программы обеспечения жильем молодых семей.
Депутаты пришли к согласию по расходам через жесткие прения. И дело не только в обязательствах перед округами, но и в планах на обновление стратегии развития Новосибирской области.
На сессии еще раз был поднят вопрос о недостаточном исполнении правительством государственных программ региона.
— Это не избыточное требование Заксобрания, — отметил Андрей Шимкив, председатель Законодательного собрания Новосибирской области. — Но, говоря о недостатках исполнения, давайте посмотрим на содержание программ. Пока мы видим там массу выставочно-ярмарочных мероприятий, но не видим роста инвестиций, количества рабочих мест, а также прорыва во внедрении научных разработок. Мы собрали рекордный урожай, а сейчас не знаем, что с ним делать, — это тоже вопросы к госпрограмме, к ее содержательной части. А инвестиционные проекты, когда завышение сумм в расчетах исчислялось десятками миллиардов рублей? Сейчас нам говорят, что были допущены технические и арифметические ошибки. Считаю, что эти ошибки рукотворны и не анонимны.
Андрей Травников, временно исполняющий обязанности губернатора Новосибирской области, согласился, что инвестиционная политика области не слишком эффективна.
— Это не субъективное мнение, оно подтверждается объективными показателями, — сказал глава региона. — По объему вложений в основной капитал мы отстаем от наших соседей по округу. И что особенно обидно для Новосибирской области, отстаем в доле научно-инновационных разработок. С сожалением нужно признать, что усилия и программы, которые мы реализовывали ранее, не принесли нужного результата, а значит, нужно менять набор мероприятий и, возможно, пакет стимулирующих мер в отношении новых проектов. Результаты обсуждения новой стратегии социально-экономического развития региона должны показать, на каких отраслях и госпрограммах нам нужно сконцентрироваться.
КОММЕНТАРИИ
Андрей ТРАВНИКОВ, временно исполняющий обязанности губернатора Новосибирской области:
— Я отметил, насколько депутаты Законодательного собрания могут быть принципиальными и настойчивыми в отстаивании интересов не только избирателей своего округа, но и всего населения области. Убедился, насколько постоянная, плотная, конструктивная, высокоэффективная работа, которая позволяет не увлекаться обсуждениями и дискуссиями, влияет на общий результат.
Несомненно, в любом большом, общественно активном регионе существуют различные неформальные связи, история взаимоотношений. С удовлетворением отмечаю, что система работы правительства региона и Законодательного собрания мне показалась обоснованной, прозрачной, четкой и не подверженной влиянию неформальных отношений и каких-то подводных течений. Это важно, так как предстоит вместе с законодателями работать над исполнением бюджета 2018 года и над подготовкой новой редакции важнейшего для региона документа — Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области.
Андрей ШИМКИВ, председатель Законодательного собрания Новосибирской области:
— Необходима объективная база для принятия решений, нужны социально-экономические стандарты для территорий, для районных центров, городов. Важно руководствоваться единым, а не субъективным подходом.
Работа с общественными организациями, возможно, делает процесс законотворчества более хлопотным, но зато более объективным и открытым. Опыт показывает, что в наших совместных с общественностью законах меньше рисков спорного толкования или проблем правоприменения.
Роль и консолидированную позицию Законодательного собрания по защите областного бюджета, по отстаиванию интересов жителей области и в проекте строительства четвертого моста, и в «мусорной» концессии считаю главным качественным показателем нашей работы. Уверен, что еще более целенаправленно и полно мы сможем работать в этом направлении с принятием нового областного закона об управлении государственной собственностью.
Отмечаю также, что за два с половиной года региональный парламент ни разу, ни в одном законе не воспользовался правом большинства фракции при голосовании. Это означает, что мы умеем договариваться, находить общую позицию, а не пользоваться силовыми приемами. А это уже само по себе показатель качества парламентской работы.
ФАКТ
За два с половиной года полномочий депутатский корпус регионального собрания принял более 200 законов.