Тариф в обмен на инвестора
В ЖКХ инвесторы упорно не идут — нет гарантии, что деньги, вложенные в проекты, вернутся. Как привлечь частный капитал в жилищно-коммунальную сферу?
Власти региона присматриваются к опыту российских городов, где внедряют новую модель теплоснабжения. Ее плюсы — понятная цена и качество. Но есть и минусы.
Грядущая реформа
Основные принципы новой модели заложены изменениями в Федеральный закон «О теплоснабжении», которые были приняты в июле уходящего года. По мысли законодателей, реформа сподвигнет инвесторов вкладывать деньги в котельные и сети, но в то же время поможет избежать резкого увеличения тарифа. Инвесторы получат сигнал о том, какая цена на произведенное тепло будет в ближайшие 10–15 лет, это позволит им спланировать инвестиции и определить срок окупаемости. Потребитель получит качественное тепло, понятную цену и единый центр ответственности. За качество услуг будет отвечать, в том числе финансово, единая теплоснабжающая организация (ЕТО). А государство приобретет партнера в лице энергетического холдинга, который возьмет на себя решение всех проблем по обеспечению жителей теплом.
Целевая модель не предусматривает жесткого тарифа — ежегодно будут устанавливать лишь предельный уровень стоимости единицы теплоэнергии. Выше этой планки ЕТО поднять цену не сможет. Предельный уровень рассчитывается по так называемой методике альтернативной котельной. Правила определения цены утверждает Правительство РФ. К слову, реальная стоимость тепла может быть ниже расчетной — если ЕТО и муниципалитет заключат соглашение.
Пока федеральные профильные ведомства разрабатывают нормативно-правовые акты, эксперты размышляют о возможностях и рисках грядущей реформы. Какую модель развития системы теплоснабжения выберут сибирские регионы?
Акцент на теплосети
Цель реформы — улучшить состояние котельных и теплосетей, причем одним из главных моментов является наличие внятной и четкой инвестпрограммы.
— Основной принцип парадигмы — тариф в обмен на инвестиции, — заявил Гарей Асмодьяров, руководитель департамента по тарифам Новосибирской области.— Взаимодействие ресурсоснабжающей организации, соответствующих органов местного самоуправления и субъекта может быть реализовано в виде соглашения. Это механизм, над которым надо думать.
Обсуждая грядущие преобразования с участниками рынка, Гарей Асмодьяров предложил сделать акцент на сети, так как проблема теплопотерь в Новосибирской области требует решения. В советское время приоритет отдавали централизованному теплоснабжению, поэтому даже в самых захудалых поселках люди привыкли к такой системе и воспринимали ее как нечто само собой разумеющееся. Однако теплотрассы зачастую прокладывали по промерзающим мокрым грунтам, по болотам, открытым способом, и сегодня они находятся в удручающем состоянии.
Готов ли инвестор вкладывать деньги в распределительные сети? Представители рынка заверили, что они заинтересованы в доставке ресурса до потребителя и рассматривают варианты строительства небольших автоматизированных котельных. Тянуть трубу через лес на десятки километров, чтобы обеспечить теплом единственную школу, по мнению специалистов, нецелесообразно. Иногда децентрализация выгодна потребителю, и вопросы, связанные с ней, надо отрабатывать.
— При модернизации села затраты на котельную составляют 30–40 процентов от общих, и наиболее «тяжелыми» являются сети, — подтвердил Евгений Авдеев, заместитель начальника управления коммунального комплекса и энергетики — начальник отдела теплоснабжения министерства ЖКХ и энергетики Новосибирской области. — Инвестиции нужны не только селам, но и Новосибирску, где, как мы видим, в относительно теплый период зимы практически каждый день идут плановые отключения для устранения дефектов. Ремонтная кампания по подготовке к отопительному периоду по факту продолжается. Это необходимо, чтобы спокойно пройти зону низких температур в декабре, январе, феврале.
Затянувшаяся борьба с дефектами говорит о том, что теплосети мегаполиса требуют обновления и, если инвестиций не будет, состояние коммунальной инфраструктуры продолжит ухудшаться. Когда оно станет критическим, придется заглянуть в бюджетный карман — тратить деньги не на школы и больницы, а на дырявые трубы. Словом, пора привлекать в ЖКХ инвесторов, создавая для них подходящие условия и учитывая опыт регионов-соседей.
Актуальные проекты
«Дорожные карты» для перехода на модель альтернативной котельной разработаны в двух российских городах — Рубцовске (Алтайский край) и Черногорске (Хакасия).
Получив гарантии возврата инвестиций, Сибирская генерирующая компания (СГК) решила вложить в развитие системы теплоснабжения Рубцовска 2 миллиарда рублей. Половина этих денег уже пущена в дело, все остальное — в следующем году. Сейчас в Рубцовске готовы запустить два крупных котла и турбину, что практически решит проблему. Что же касается Черногорска, в город собираются протянуть десяток километров трубы от Абаканской ТЭЦ. Нюансы этого инвестпроекта отрабатываются.
Города в России очень разные, а проблемы, как правило, одни и те же, подчеркнул Юрий Шейбак, директор Кузбасского филиала СГК. Среди проблем — высокий уровень износа теплосетей, источники с излишней мощностью, построенные еще в прошлом веке (их поддержку потребитель оплачивает в тарифе), не очень добросовестные управляющие компании и ресурсоснабжающие организации, которые находятся на грани банкротства. Однако, если гарантия возврата инвестиций есть, можно сделать многое, уверен Юрий Шейбак. Переход на целевую модель даст инвесторам уверенность в завтрашнем дне и простимулирует вкладывать деньги.
Участники круглого стола высказались и по тарифному вопросу.
— Нам не выгодно торговать по предельному уровню цены, потому что тогда потребитель сбежит к собственному источнику, — отметила Екатерина Косогова, директор по тарифообразованию СГК. — Построят маленькие котельные, будут отапливаться от электричества, буржуйки в домах поставят… Еще раз говорю: нам это не выгодно. Наша задача — заработать на объеме. Чем больше потребителей, тем лучше.
Отсюда прогноз: реальная цена, по которой компания намерена продавать тепло, будет ниже максимума. Как бы то ни было, в Новосибирской области пока наблюдают за ситуацией. Евгений Авдеев отметил, что конкретных предложений в правительство региона не поступало, но опыт соседей очень интересен. В частности, эксперты следят за Рубцовском.
— Надеемся, этот пилотный проект даст толчок к дальнейшему развитию, — резюмировал Евгений Авдеев.
КОММЕНТАРИИ
Андрей ЛИСТОВСКИЙ, генеральный директор Фонда энергетического развития:
— В новой модели есть некоторые минусы. Стандартные методы управления, которые сейчас применяются к тепловым организациям, перестают играть роль. ЕТО сама разрабатывает схему теплоснабжения, сама занимается своими инвестициями, и субъект Федерации напрямую не задействован в том, чтобы создавать эти основополагающие документы. Из основных рисков — потеря контроля над финансово-хозяйственной деятельностью ресурсоснабжающей организации, упразднение ее инвестиционной программы и зависимость от действий ЕТО из-за того, что эффект контроля субъекта ослабевает.
Сергей БУХАРОВ, эксперт рынка энергетики:
— Новая модель — это прежде всего стабильность и для бизнес-сообщества, и для местной власти. Один из рисков — монополизм. Чаще всего ЕТО будет становиться самая крупная компания. К сожалению, как показывает практика, самый крупный — не значит самый эффективный. Надеюсь, новые правила будут подталкивать ЕТО — вновь появившегося монополиста — экономическими методами к повышению эффективности.
Геннадий ГУСЕЛЬНИКОВ, первый заместитель председателя исполнительного комитета Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ «Сибирское соглашение»:
— Идея — в выработке совместной модели согласия бизнеса, власти и общества. Что может сделать ассоциация? Мы формируем экспертную площадку, отрабатываем все компоненты согласия, а затем выносим на обсуждение должностных лиц субъекта РФ и совета законодателей. Базовой основой соглашения сторон должно быть недопущение дальнейшего роста тарифа.
Дмитрий БРАЖНИК, начальник управления производственного развития АО «СИБЭКО»:
— Среди недостатков действующих методик — краткосрочное регулирование и тариф, стимулирующий увеличивать издержки. Энергокомпании могут снижать издержки, проводя затратные мероприятия, но в итоге тариф снижается на полученную величину экономии. Тариф от альтернативной котельной — это долгосрочное регулирование, мотивация на снижение издержек и рост инвестиций в отрасль.