Чтение как общение
В регионе формируется новая модель работы библиотечных систем
Библиотеки давно уже перестали быть местом пассивной выдачи книг из «имеющегося фонда». Новые технологии дают возможность не только найти любое издание и предоставить его в электронном виде, но и моделировать интересы читателей.
Открытые двери
Сегодня в Новосибирске литературно-музыкальным вечером к 150-летию со дня рождения Константина Бальмонта в культурном центре «Дом Цветаевой» завершается общероссийский праздник — День библиотек. Его участникам предоставилась возможность познакомиться с небиблиотечными, казалось бы, формами работы: в программе были спектакли, игры, конкурсы, квест «Аз. Буки. Веди», презентации, круглые столы, встречи с коллекционерами и писателями …
— В этом году праздник посвящен 80-летнему юбилею региона. Во всех библиотеках области состоялись дни открытых дверей, — рассказал на пресс-конференции министр культуры Новосибирской области Игорь Решетников.
По его словам, в библиотеках понятие «открытые двери» теперь означает ни много ни мало доступ ко всем ценностям мировой культуры — благодаря развитию новейших технологий. Чтобы обеспечить такую возможность, региональное правительство использует не только собственные бюджетные средства, но и ресурсы государственных программ. Так было с реализацией проекта по созданию сети публичных центров правовой информации и мобильного комплекса информационно-библиотечного обслуживания.
От «уголков книги» к общей сети
В Новосибирской области на сегодняшний день работают 865 библиотек, из них 534 в статусе юридического лица, остальные — структурные подразделения культурно-досуговых центров (КДЦ). Это значит, что «уголок книги» в КДЦ изолирован от общей сети, которая в последние годы не только обогатилась новыми фондами, но и изменилась технологически. По словам Игоря Решетникова, централизованные библиотечные системы будут созданы во всех муниципальных районах Новосибирской области до 1 января 2018 года.
Федеральный закон № 131-ФЗ, регулирующий отношения государственной и муниципальной власти, как оказалось, влияет и на развитие библиотечного дела. Это значит, что полномочия по обслуживанию населения, комплектованию и обеспечению сохранности фондов области будут переданы от сельских поселений на районный уровень. По форме это соблюдение уже упомянутого 131-го закона и его регионального переложения — «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области». Содержательная часть включает возможность для библиотек участвовать в федеральных программах, а также более рационально распоряжаться деньгами местных бюджетов.
На дальней станции
Дополняет эту системную работу еще один, к сожалению несистемный, элемент: мобильный комплекс информационно-библиотечного обслуживания (КИБО). Он для тех сел, где не удалось сохранить свои библиотеки и пока нет доступа в Интернет. Его маршрут — от Новосибирской государственной областной научной библиотеки до самых маленьких деревень.
Составляется график посещений, и библиомобиль везет книги, предоставляет в пользование гостей компьютер и многофункциональное устройство с возможностью копировать, распечатывать, выходить в Интернет, изучать электронный каталог. Такие выезды для сельчан превращаются в настоящий праздник культуры. Тем более что КИБО оборудован такими средствами для проведения мероприятий, как экран, проектор, колонки, есть даже электрогенератор.
Сказать, что такая машина решает все проблемы библиотечного и культурного обслуживания в небольших населенных пунктах, вряд ли можно. Ни муниципальных, ни региональных ресурсов для радикального решения вопроса не хватит. Поэтому новосибирское правительство поощряет местные новации и креативные идеи, которые дают максимальный эффект от использования бюджетных денег.
Библиотеки меняются, и сегодня они уже не информаторы, не ворота в мир иллюзий, а просветители, поставщики и организаторы интеллектуального досуга.
— Библиотеки остаются самым популярным местом досуга, — утверждает Игорь Решетников. — Когда мне говорят, что люди не читают, я советую убедиться в обратном непосредственно в библиотеке. Я, бывая в селах, спрашивал, сколько здесь жителей и каково число читателей. Так вот если проживает тысяча человек, то на 700–800 из них заведены в библиотеке карточки постоянных посетителей.