Путин, услышь лесорубов!
Только благодаря помощи депутатов Законодательного собрания жители Кыштовского района смогли начать заготовку дров
Кыштовка — один из немногих районов Новосибирской области, где зимой от морозов спасаются преимущественно дровами.
А чтобы топливо было пригодно для печей, его важно заготовить весной и сушить все лето. Вот только в нынешнем году этот традиционный порядок оказался под угрозой: уже и май наступил, а жителям не оформили деляны под вырубку.
И вроде бы виноватых в этом нет: с января 2017 года ужесточились федеральные правила заготовки древесины для населения. Теперь для этих целей предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения. Но выбрать и отметить таковые в околке имеют право только лесничие. Естественно, на все заявки специалистов не хватает, приходится расставлять приоритеты. Попала бы Кыштовка в этот приоритет, сложно сказать, если бы не рабочий визит в район депутатов Законодательного собрания Андрея Панфёрова и Александра Семенюка.
Как закрыть вакансии?
Совещание в администрации Кыштовского района 5 мая шло на повышенных тонах. Дрова — тема более чем злободневная. Многие сельчане надеялись на майские каникулы, когда дети приезжают погостить и можно всей семьей за несколько дней сделать запасы.
— Для нас заготовка дров — практически как посевная, как уборочная. Необходимо это сделать в короткие сроки. В июне полетит комар, мошка, паут. Лес наберет лист, и процесс пойдет намного тяжелее, — говорит заместитель главы Кыштовского района по строительству и ЖКХ Сергей Иванов.
Но ожидания не оправдались. Ближайшей датой лесничие называли 10–11 мая. И шутили: «Надеемся, что в этом году». Депутаты шуток не приняли и потребовали тут же согласовать эти даты с департаментом лесного хозяйства. Ответ положительный. Осталось только ждать. «СовСибирь» тоже взяла ситуацию под контроль. 10 мая мы позвонили в район — заготовка не началась. 11-го дело сдвинулось. По данным Вячеслава Дубовицкого, руководителя департамента лесного хозяйства Новосибирской области, чтобы обеспечить дровами жителей района и провести отвод лесных насаждений, предназначенных для рубки, в помощь специалистам отдела лесных отношений по Кыштовскому лесничеству были направлены коллеги из Чановского и Северного лесничеств, а также специалисты центрального аппарата регионального департамента. Своими силами отдел лесных отношений по Кыштовскому лесничеству бы не справился. Две ставки в отделе вакантны. Несмотря на регулярные конкурсы, подобрать специалистов не удается.
— Теперь другая проблема: лес отведен, но возник вопрос формирования цены. Вроде бы каждый человек знает, где его деляна, где конкретно его береза, но пилить не может, пока договора нет. Чем быстрее оформят лимиты в департаменте, тем быстрее люди начнут пилить, — пояснил Виктор Кузьмин, первый заместитель главы Кыштовского района.
А в Северном — порядок
Районов, где местные жители топят дома преимущественно дровами, в Новосибирской области два: Кыштовский и Северный. Природно-климатические условия здесь сложные, везти топливо из других мест далеко, так что лучше все делать вовремя. Впрочем, в Северном районе процесс идет по плану.
— Деляны отводятся возле полей, чтобы людям было комфортно — недалеко ездить. Много дров у нас уже заготовлено, — пояснил Сергей Коростелёв, глава Северного района. — Специалисты трудятся напряженно, но успевают. Чтобы действовать продуктивно, составлен график работы по сельским поселениям. Стараемся организационно помогать лесхозу.
Тем не менее депутаты уверены, что расслабляться нельзя. По словам председателя Совета депутатов Кыштовского района Андрея Щевровского, эпопея с дровами идет не первый год — законодательство ужесточается поэтапно уже три года. Законодателей понять можно: боролись с черными лесорубами, которые заготавливают миллионы «кубов» на Дальнем Востоке, а пострадали кыштовцы. Сейчас жители района собирают подписи, чтобы рассказать о своей беде Президенту РФ.
КОММЕНТАРИЙ
Андрей ПАНФЁРОВ, первый вице-спикер Законодательного собрания Новосибирской области:
— Вопрос можно было бы решить оперативно, если бы, как в Советском Союзе, давали возможность поднимать валежники, очищать лес. Раньше за это еще и деньги платили. Сейчас по Лесному кодексу это, к сожалению, возбраняется. К тому же схема заготовки дров постоянно требует коррекции. Когда образуется очередь или когда деляны выделяют на болотистой местности, куда не пройти, или выделяют только в июне, когда в лесу нельзя появиться без накомарника, — о чем тут говорить? Должен быть разработан четкий, простой и понятный механизм заготовки дров, чтобы люди знали: в апреле можно прийти, получить деляну и запасти топлива столько, чтобы хватило до следующей весны.