USD 100.6798 EUR 106.0762
 

История с крутологовскими фонарями

Инна ВОЛОШИНА
Фото Юрия БЕЛОУСОВА
Фото Юрия БЕЛОУСОВА

Село в Коченёвском районе тонет ночью во тьме, но жители считают, что дорога для них важнее

В селении, где проживает около семисот человек, фонари можно пересчитать по пальцам одной руки: освещены территории детского сада, школы, еще один светильник есть на площади возле местного клуба, в здании которого расположен сельсовет.

Старинное сибирское село Кру­тологово, образованное в 1725 году, когда-то представляло собой одну улицу вдоль знаменитого Московско-Сибирского тракта, по которому шли, звеня цепями, каторжники. Сегодня эта улица так и называется — Московская. По ней мчались повозки в Колывань, Красноярск, Иркутск и далее. Во второй половине XIX века маленькая деревушка превратилась в большое, богатое село с церковью, сельским училищем, ветряной мельницей, маслодельным заводом, заезжим домом, чайной и трактиром.

С тех пор изменилось многое, но одно осталось неизменным: на улицах Крутологово (а всего в селе их семь) с освещением в вечернее время прям беда. Для приезжих блогеров это показалось просто фантастикой — история с лампочками, точнее, с их отсутствием в Крутологово попала в Интернет. Хотя даже в Новосибирске далеко ходить не надо — в частном секторе и много­этажных микрорайонах тоже достаточно мест, где после захода солнца ни зги не видно.

— В наш сельсовет входят два сельских поселения — село Крутологово и деревня Вахрушево, — говорит глава Крутологовского сельсовета Светлана Иванова. — Что касается первого, то всего фонарей у нас три — на территории детского сада, школы и возле клуба. Этот фонарь освещает площадь перед зданием Дома культуры, на которой, кстати, расположена также контора птицефабрики «Коченёвская».

Больше в Крутологово никакого освещения нет. Ну разве что какой-нибудь хозяин по собственной инициативе лампочку у крыльца повесит, чтобы не спотыкаться впотьмах. Даже стадион — и тот не освещен, так что спортом крутологовцам приходится заниматься исключительно в светлое время суток.

— Мы по мере сил стараемся решить эту проблему, — рассказывает Светлана Иванова. — Несколько лет назад сделали освещение в деревне Вахрушево. Там две улицы общей протяженностью около двух километров. Поставили пять фонарей. Может, это и немного, но лучше, чем совсем ничего. В год электричества нагорает на 70–80 тысяч рублей. Платит, естественно, сельсовет из своего скромного бюджета. Сумма для нас весомая.

В 2014 году сделали проект освещения Крутологово. Стоило это местной казне около 75 тысяч рублей. К сожалению, средств на реализацию пока не нашлось.

— Мы понимаем, что с деньгами нынче туго. В прошлом году нам сказали: выбирайте, свет вам или дорогу. Мы, конечно, выбрали дорогу. У нас многие в Коченёво работают и даже в Новосибирске, — говорит глава Крутологовского сельсовета. — Но мы рук не опускаем. Подавали заявку на грант, но, к сожалению, не выиграли. Нынче опять будем подавать. А если уж не получится, то из своего бюджета выделим средства и осветим хотя бы автобусную остановку. Автобусы у нас часто ходят: по четным числам два раз в день, по нечетным — три. Обойдется это в сто тысяч. Нелегко, конечно, а что делать?

КОММЕНТАРИЙ
Александр БАРСУКОВ, депутат Законодательного собрания Новосибирской области:
— Думаю, ни для кого не секрет, что бюджет в нынешнем году очень напряженный. Я, конечно, прекрасно знаю, что в Крутологово улицы не освещены, ведь это мой избирательный округ. Но, с другой стороны, это проблема не только данного поселения. Надо уметь расставлять приоритеты. Нам есть куда потратить деньги. Например, практически вся область страдает от отсутствия чистой питьевой воды, поэтому у нас действует программа «Чистая вода». В нее мы вкладываем деньги. Или, к примеру, дороги. Дорога для села — жизнь. Есть дорога — значит село живет. Это тоже денег стоит, причем больших. Вот о чем надо думать. Что же касается Крутологово, то, полагаю, если проблема стоит так остро, что-нибудь можно сделать. Например, у нас есть гранты по благоустройству. В конце концов, у поселения собственный бюджет. Конечно, хотелось бы всем помочь, везде освещение сделать, но надо понимать, что в настоящих экономических условиях это весьма проблематично.