USD 100.6798 EUR 106.0762
 

Недобрая память о «Добром медведе»

Анжелина ДЕРЯБИНА
В Новосибирской области крепкие и слабоалкогольные напитки легально производят пять предприятий. Фото Аркадия УВАРОВА
В Новосибирской области крепкие и слабоалкогольные напитки легально производят пять предприятий. Фото Аркадия УВАРОВА

В городе Оби закрыли нелегальное производство водки

В подпольном цехе под Новосибирском в сутки разливали до четырех тысяч бутылок суррогата «Добрый медведь». Отменный навар планировали получить производители нелегального алкоголя под Новый год и на каникулах. Не вышло.

Полиция и представители Рос­алкогольрегулирования обнаружили 18 тысяч пол-литровых бутылок с поддельными федеральными акцизными марками. У подпольщиков хранилось 3 330 литров спирта — запас на будущее, две тысячи акцизных марок. Не цех, а целый завод с большими перспективами.

Сыграли на ностальгии
Подпольщики оказались смекалистыми: использовали известный бренд закрывшегося водочного завода. Ставка на ностальгию. Понятно, что на этикетках и спецмарках не совпадали данные о предприятии-производителе. Да в пылу праздников кто бы на это смотрел?

Контрафакт распространяли мелкими партиями на рынках в Новосибирске, преимущественно на окраинах города, и в области. Крупные партии отправляли в соседние регионы. Полицейские сейчас определяют, куда именно.

Что касается качества содержимого, в ближайшее время обещают обнародовать, какого «медведя» на самом деле разливали и готовили к продаже в Оби.

Оборудование подпольного цеха демонтировано. Кстати, такие полномочия у межрегионального управления Росалкогольрегулирования появились с 2016 года. Прежде после конфискации нелегальной продукции предприятия зачастую возобновляли работу.

«Боярышник» изменил статистику
Напомним, апогеем нелегального производства алкоголя и спиртосодержащей продукции в 2016 году стало массовое отравление суррогатом в Иркутске, где погибли 78 человек. Как обстоят дела в Новосибирской области?

— В последнее время угрожающей по своим масштабам проблемой становится потребление спиртосодержащих жидкостей двойного назначения — лекарственных настоек, косметической продукции, в частности лосьонов, а также пищевых добавок и ароматизаторов, — поясняет руководитель межрегионального управления Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу Алексей Крупин.

По словам специалиста, до иркутского метилового мора в СФО отмечалось снижение количества случаев отравлений некачественным алкоголем и суррогатами. «Боярышник», убивший иркутян, изменил статистику в худшую сторону. Однако ситуация и без того выглядела тревожной. Показатель смертности от алкогольных суррогатов за 10 месяцев 2016 года в округе — 6,6 на 100 тысяч населения, что на 14 процентов превышает общероссийский. До Иркутска антирейтинг возглавляла Бурятия, Новосибирская область — на восьмом месте.

— За 11 месяцев прошлого года в регионе было выявлено четыре нелегальных цеха по производству суррогатов, а также три склада такой продукции. Один из цехов специализировался на дорогих элитных марках. Все это делалось в гаражных условиях, — рассказал Алексей Крупин.

002-03-02.jpg
А в Интернете не суррогат?
В 2016 году этилового спирта в Новосибирской области конфисковали почти миллион литров. По СФО больше только в Иркутской области. А всего в округе уполномоченными органами изъято почти четыре миллиона литров этилового спирта, из которого нелегалы планировали изготовить подделки.

Такая продукция продается в числе прочего через Интернет. По словам начальника отдела по надзору за исполнением закона в сфере экономики и природоохранного законодательства прокуратуры Новосибирской области Евгении Зубахиной, как правило, заказчику товар предлагается ночью — под видом продажи зажигалок, брелоков, рамок для фотографий, «в подарок» к которым идет алкоголь.

— Прокуратура Новосибирска направила в суды более десяти заявлений о признании информации, размещенной на интернет-сайтах, запрещенной. Доступ к этим сайтам ограничен, — уточнила Евгения Зубахина.

В то же время, по мнению специалистов, порядка на рынке алкоголя становится больше. В 2016 году в России была введена единая государственная автоматизированная информационная система, которая помогает контролировать объемы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Как отмечает Алексей Крупин, эффект от этого уже есть: система позволяет отследить всю цепочку движения продукции — от производителя до розничной продажи. Доля контрафакта в розничном звене резко сократилась, что привело к росту производства легально работающих предприятий. После многолетнего падения объемов акцизов с начала 2016 года появился рост. Так, за 11 месяцев прошлого года поступления в бюджет выросли на 50 миллиардов рублей.