USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Коньяк «пьют» носом

Анжелина ДЕРЯБИНА
Эксперт-дегустатор Светлана Бахман: «Доверяй, но проверяй». Фото Аркадия УВАРОВА
Эксперт-дегустатор Светлана Бахман: «Доверяй, но проверяй». Фото Аркадия УВАРОВА

На рынке алкогольной продукции тоже немало подводных камней

Покупаете вы, к примеру, бутылку дорогого французского вина, собираясь вкусить наслаждение при свечах, а в бокале оказывается кислятина.

Обманули или это и есть прославленная старинная марка? О подделках алкогольных напитков и о наших вкусах рассказала Светлана БАХМАН, эксперт судебной нормативной экспертизы в области охраны здоровья, защиты прав потребителей и производителй при оказании услуг, производстве и обороте продукции пищевой промышленности; эксперт-дегустатор в области напитков, ликеро-водочной и винодельческой продукции; ведущий инженер ФБУ «Новосибирский ЦСМ».

— Как вы считаете, стало ли больше порядка на рынке алкоголя?

— То, что находится в легальном обороте, то есть продается в супермаркетах, гипермаркетах, специализированных магазинах, эта продукция однозначно безопасна. С точки зрения качества ситуация такая: с водкой на сегодняшний день все более-менее благополучно, а вот среди винодельческой продукции могут быть продукты разного уровня качества, в том числе это касается и коньяков. Нередко можно встретить откровенный обман. Например, заявлена на маркировке семилетняя выдержка, а при дегустации этого не чувствуется.

— А вы на вкус можете определить срок выдержки?

— Конечно. Если нет тех тонов, которые должны присутствовать в коньяке на седьмом году жизни, значит максимум на три года тянет: он еще острый, резкий, нет приятных ароматных тонов, появляющихся в коньяках, например, с семилетней выдержкой. Когда же возраст 25–40 лет, то там совершенно иные ароматика и вкус. Такие коньяки становятся более зрелыми, глубокими, тяжелыми. Коньяки вообще «пьют» носом. Для этого и существует большой коньячный бокал — такой можно в ладонях подогревать и весь вечер наслаждаться 30 миллилитрами. Его никто не пьет бутылками.

— У нас пьют.

— Если вы хотите насладиться коньяком, хотя бы почитайте, что можете получить от продукта. Купить 40-летний коньяк и пить его рюмками — имеет ли смысл тратить такие деньги, чтобы просто получить легкую эйфорию? Можно заплатить меньше и получить тот же эффект, все равно вы не ощутите всей прелести напитка. Из-за того что это довольно дорогой напиток и нередко люди плохо разбираются в нем, не знают истинный вкус, коньяки часто подделывают. Встречается качественная фальсификация, например подмена коньяков с заявленной большей выдержкой коньяками с меньшей выдержкой.

— Вашему центру приходилось выносить экспертное мнение по поводу продукции, продающейся через Интернет?

— Неоднократно! Приходят обеспокоенные мамы с бутылками виски, коньяков Hennessy, которые купил сын, с вопросом: «Он у меня не умрет?» К великому сожалению, на рынке очень много продукции находится в теневом обороте. «Алкоголь в любое время суток», «Купи зажигалку — получи бутылку» и так далее... Среди этого товара не то что подделок много — огромное количество напитков с очень грубой фальсификацией состава. Покупателю это преподносится так: украли с известного водочного завода, продаем канистрами. Мы проводили анализ: на самом деле это даже не пищевой спирт!

Или вам в Интернете предлагают знаменитую марку дорогущего коньяка в пятилитровой бадье. Нужно понимать, что это никогда не будет той продукцией, за которую ее выдают. Вам хотят всучить товар, сделанный и разлитый в гаражном кооперативе.

— Какова ситуация с винами? Можно верить надписям на этикетках «Сделано в Германии», «Сделано во Франции»?

— До недавнего времени ко мне довольно часто обращались оптовые организации, которые занимаются поставкой алкоголя на рынок Новосибирской области. Кроме оценки качества, мы проводили анализ товаросопроводительных документов и документов о легальности производства и оборота. Оценивая все это в комплексе, можно было сказать, что да, действительно, изготовитель тот, кто заявлен в маркировке. К сожалению, сегодня этот объем работы ушел от нас, так как ушел из обязательных требований, установленных правительством области. Соответственно, никто не будет тратить лишние деньги на оценку. Ну и, кроме того, за легальностью оборота сегодня следит Управление Росалкогольрегулирования, которое есть и у нас в Сибирском федеральном округе, оно успешно работает. К нам сейчас обращаются только за проведением экспертизы качества и безопас­ности по той или иной проверке.

— Если мы точно не знаем, правда ли то, что написано на бутылке, может, цена подскажет? Сколько по минимуму может стоить французское вино?

— Я думаю, около 300 рублей. Но нужно понимать, что это будет уровень обычного столового вина. В более дорогом сегменте иногда случаются разочарования потребителей из-за неосведомленности. К примеру, осадок в бутылке кажется подозрительным. Дело в том, что в коллекционном, выдержанном или марочном вине наличие осадка на стенках не является пороком — это доказательство того, что перед вами действительно натуральный продукт. Опять-таки важна структура осадка: это не хлопья, плавающие по всему объему, это маска, которая формируется у дна и на стенках бутылки.

Эксперт испытательного центра ФБУ «Новосибирский ЦСМ» Светлана Юрьевна Бахман:
ул. Революции, 36,
тел. (383) 210-07-72,
факс (383) 210-00-65 (начальник испытательного центра) с отметкой «Для Бахман»
e-mail: bahman@ncsm.ru, bahman16@mail.ru