USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Куда идти, когда кажется, что идти некуда?

Инна ВОЛОШИНА

В Новосибирской области готовы максимально облегчить страдания обреченных пациентов

По мнению экспертов, многих проблем в сфере здраво­охранения можно было бы избежать.

Чаще всего вопросы возникают там, где нет четкого понимания алгоритма действий: человек пришел не по адресу, там ему не объяснили или объяснили непонятно... Возникает скандал. Особенно больно ситуация ранит пациентов с тяжелыми и неизлечимыми заболеваниями, их родных, когда в голове не то что алгоритм грамотных действий не складывается, а вся жизнь.

Не умирать, а лечиться
В одной новосибирской семье недавно произошла трагедия. 23-летний Игорь (имя изменено) проходил диспансерный осмотр, и одного из узких специалистов что-то насторожило. Молодого человека направили на обследование в горбольницу. Там ему поставили страшный диагноз: неоперабельный рак 4-й стадии. Игорь и его родные были в шоке. Вскоре его выписали домой, снабдив направлением в отделение паллиативной помощи... «Зачем? Это что, направление на тот свет?» — возмущенно спрашивает наш читатель.

— Я как врач знаю: чудесного излечения рака 4-й стадии не бывает. Единственное, что доктора могут сделать, — это облегчить состояние таких пациентов, — говорит Олег Иванинский, министр здравоохранения Новосибирской области. — У нас имеется отделение паллиативной помощи на 30 коек. Оно открыто на базе Новосибирской районной больницы № 1 в Барышево. Отделение покрывает потребности Новосибирска, а также районов, входящих в состав Новосибирской агломерации.

При этом надо понимать, что отделение паллиативной помощи — это не хоспис. Люди приходят туда не умирать, их там лечат. Главная задача отделения — поддержание максимально возможного качества жизни неизлечимых онкологических больных. Что не менее важно, здесь оказывают психологическую поддержку не только пациентам, но и членам их семей.

Паллиативную помощь сегодня можно получить как в стационаре, так и на дому. Выездная амбулаторная бригада паллиативной помощи работает с января нынешнего года. Многие пациенты после пребывания в больнице возвращаются домой и продолжают получать лечение. По словам Олега Иванинского, врачи совершают по 40 выездов в день. Этот факт прямо говорит о том, насколько востребованы подобные услуги.

В пресс-центре ГТРК «На Вертковской» министр рассказал, как оформить пациента в отделение. Необходимо собрать пакет документов, в который входят: выписка из истории болезни с результатами гистологических исследований, направление в паллиативное отделение от участкового терапевта, заключение консилиума врачей областного онкологического диспансера, заявление пациента или его законного представителя о добровольном согласии на госпитализацию, копия документа, удостоверяющего личность.

Как сообщил Олег Иванинский, как правило, пациент проводит в отделении паллиативной помощи несколько недель, но не более 28 дней. При необходимости по решению заведующего отделением этот срок может быть увеличен.

Миллиарды на льготы
Люди, страдающие неизлечимыми заболеваниями, нуждаются не только в уходе и психологической поддержке, им нужны еще и специальные препараты, в первую очередь обезболивающие. Раньше получить их было очень трудно: случалось, что из-за сложности процедуры врачи попросту старались их не выписывать. После прокатившейся по стране серии само­убийств неизлечимо больных людей порядок выписки рецептов существенно упростили. Сегодня таких препаратов хватает всем нуждающимся и получить их можно достаточно быстро, практически в день обращения.

Если же говорить в целом, то сегодня около 400 тысяч жителей нашего региона имеют право на льготное лекарственное обеспечение. Государство ежегодно выделяет 1 миллиард 200 миллионов рублей на лекарства для льготников, еще примерно столько же — на препараты для тех, кто страдает орфанными (редкими) заболеваниями. Основные группы льготников — это те, у кого имеются онкология, сахарный диабет или бронхиальная астма.

— Существует определенный перечень лекарственных препаратов, которые назначают таким пациентам. Если человек нуждается в лекарстве по медицинским показаниям, он, как правило, его получает, — рассказывает Людмила Галагуш, руководитель территориального органа Росздравнадзора по Новосибирской области. — Конечно, жалобы бывают. Лекарственным обеспечением недовольны 17 процентов пациентов — либо они получают лекарства недостаточно быстро, либо им выписали не тот препарат, который хотелось бы получить. Мы регулярно проводим проверки, и я могу ответственно заявить, что в основном жалобы оказываются необоснованными.

Обращайтесь — помогут
С Людмилой Галагуш солидарен старший прокурор по надзору за исполнением законов в социальной сфере прокуратуры Новосибирской области Иван Шационок. По его словам, с тех пор как в 2014 году изменилась сама система предоставления льготных лекарств, количество жалоб снизилось в разы.

— Мы ежемесячно проводим мониторинг всех медицинских учреждений, расположенных на территории Новосибирской области, проверяем медицинские карты, отслеживаем, как назначаются препараты. Иными словами, ищем нарушения сами. Хочу подчеркнуть, что их немного. В нынешнем году мы выдали всего 15 предписаний. И это притом, что у нас 400 тысяч льготников, — говорит Иван Шационок. — Берем на контроль все поступившие жалобы. Как правило, проблему удается решить в течение нескольких дней.

Олег Иванинский советует: если возникла проблема, не нужно сразу же обращаться в министерство, Росздравнадзор или прокуратуру. Поскольку, как показывает практика, 90 процентов жалоб возникает по причине того, что пациенту что-то не объяснили или он что-то не так понял, зачастую вопрос можно решить, обратившись к главному врачу лечебного учреждения или к его заместителю.

— Обращайтесь, и вам обязательно помогут, — подводит итог Олег Иванинский.

Источник VN.RU