Социальный контракт против иждивенчества
«Социальные контракты как адресную и эффективную форму социальной поддержки необходимо развивать», — считает председатель комитета Законодательного собрания по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения Игорь Гришунин.
В числе форм соцподдержки в нашей области социальный контракт появился в 2010 году в качестве пилотного проекта регионального минсоцразвития. Это договор о взаимных обязательствах между государством и гражданином: первое — выделяет помощь, а второй — обязуется выполнять все необходимые условия с целью постепенного перехода на самообеспечение.
В практике депутата регионального парламента Игоря Гришунина похожая форма социальной поддержки появилась гораздо раньше, еще в 2006 году.
«На приеме граждан я неоднократно предлагал многодетным семьям помощь, и они покупали корову, сено, на это выделяли деньги, — рассказывает депутат. — Как сейчас помню, тогда стоимость коровы была 15 тысяч рублей, и на сено 5–7 тысяч давали. Договаривались, что на следующий год они сено сами будут добывать. Готов был и сам помочь: косу отбить, грабли починить — все это умею делать. Я депутат сельской местности и прекрасно понимаю, что нельзя в деревне жить без огорода, без скотины. Особенно важно это для многодетной семьи. Есть в доме молоко, сметана, масло — уже проживешь. Социальный контракт — как первая ступенька. Тебе протянули руку, и теперь от тебя зависит обеспечение семьи самым необходимым. Да и дети в такой семье не будут белоручками».
По мнению депутата, социальный контракт — действенное средство против настроений социального иждивенчества. Его главный плюс — адресность.
«Депутат, глава муниципального образования, социальный работник знают семьи, которые будут держать корову, расширять свое подсобное хозяйство. Они и проконтролируют, что сделано. Такая помощь реальна и действенна, кстати, в сравнении с многими мерами господдержки», — считает Игорь Гришунин.
По информации председателя комитета Заксобрания, средняя сумма социального контракта — 32 тысячи рублей. На эти деньги семьи чаще всего приобретают коров, молочных коз, овец, поросят, баранов. Иногда покупают молодняк, а на оставшиеся деньги — цыплят, кроликов. Еще одно направление социальных контрактов — помощь по финансированию мер противопожарной безопасности — также очень актуально для жителей села. Средний размер такой помощи составляет 7 тысяч рублей.
В 2016 году на социальные контракты выделено 47 миллионов рублей. То, что эти деньги пойдут в дело, сомнений нет. По данным на конец сентября, общий размер выплат достиг почти 39 миллионов рублей: 34 миллиона — на личные подсобные хозяйства граждан и 4,9 — на меры противопожарной безопасности.
«Объем социальных контрактов в этом году вырос более чем вдвое. Считаю, что финансирование этого вида социальной поддержки семей стоит еще увеличить, учитывая инфляцию, снижение реальных доходов населения, а с другой стороны — достаточно высокую эффективность такой поддержки», — высказал свое мнение Игорь Гришунин.