Врач и пациент — главные фигуры
Как работают городские поликлиники после объединения? Каковы первые результаты оптимизации управленческого персонала?
Задача руководителя — организовать деятельность медицинского учреждения так, чтобы все процессы «вращались» вокруг двух основных действующих лиц в медицине — врача и пациента, считает Елена ТОЦКАЯ, главный врач ГБУЗ НСО «Городская поликлиника № 16» города Новосибирска, доктор медицинских наук.
— Елена Геннадьевна, удается ли вашей поликлинике держать марку и повышать качество услуг в столь непростое время?
— В здравоохранении простых времен не бывает. Процесс реформ — объективная реальность, в условиях которой мы существуем всегда. Наверное, это норма жизни. Сегодня мы наблюдаем позитивные сдвиги: представители врачебного сообщества выступают с законодательными инициативами, обсуждают проблемные вопросы, к мнению профессионалов начинают прислушиваться законодательная и исполнительная власть, общество. Это очень важный момент. Ведь любое учреждение, в том числе наша поликлиника, является частью единой большой системы и ощущает все изменения на себе.
Процессы глобализации, происходящие в обществе, отражаются и на медицине. Объединение обусловлено также необходимостью концентрации ресурсов в условиях изменения порядка финансирования в системе ОМС. Современные медицинские технологии не могут быть дешевыми. Следовательно, маленькие организации не могут позволить себе приобрести дорогую лечебную или диагностическую аппаратуру, они должны стремиться к объединению. Это общемировые процессы. В России также происходит структурная реорганизация, направленная на оптимизацию, улучшение организации работы и лучшие результаты.
— Не приведет ли оптимизация к закрытию поликлиник и сокращению специалистов?
— По факту получилось так, что в нашей организации медицинские кадры не уменьшились ни на ставку, даже увеличилось число врачебных должностей. Зато сократился административно-управленческий персонал, и это нормально, ведь современный менеджмент направлен на то, чтобы минимальными ресурсами достигать максимальных результатов. Подушевой принцип финансирования в системе ОМС предполагает, что поликлиники должны обеспечивать населению весь спектр медицинских услуг. Это достигается либо приемом в штат врачей разных специальностей, либо использованием возможностей других медицинских учреждений по договорам.
В результате объединения двух поликлиник (16-й и 26-й) получилась колоссальная структура. Мы оказываем помощь по 15 адресам. К нам относятся студенческая поликлиника, дневной стационар на 72 койки, городской эндокринологический центр, 63 терапевтических участка, многопрофильная лаборатория, служба лучевой диагностики.
Объединение поликлиник — большой плюс. Каждый пациент обслуживается терапевтом на участке, максимально приближенном к месту жительства. В плане консультационно-диагностической деятельности для нас теперь нет ничего невозможного. Либо пациент получает консультативно-диагностическую помощь в сроки, определенные территориальной базовой программой, либо оперативно получает направление в другую медицинскую организацию, работающую с нами по договору. Мы улучшили показатели доступности. Например, на сегодняшний день у нас нет очереди на услугу МРТ, традиционно относящуюся к длительно ожидаемым.
— Это, пожалуй, главный показатель: чтобы пациент получил оперативно те медуслуги, в которых нуждается. В каких направлениях вы планируете развивать работу поликлиники?
— Моя мечта как руководителя — превратить поликлинику в красивое, комфортное учреждение, куда люди будут приходить с удовольствием, где их будут встречать врачи с заинтересованными, горящими глазами и где пациентам реально помогут. Именно к этому мы идем. Сейчас внедряем систему менеджмента качества, позволяющую избавить врача от несвойственных ему функций, чтобы он мог больше времени уделять пациенту. Планируем заниматься гериатрией, амбулаторной хирургией, укреплять онкологическую службу. Мы начали развивать реабилитационную помощь. Все, что необходимо для реабилитации пациентов, у нас уже есть: ЛФК, массаж, физиотерапия, специалисты. Получать такие услуги в поликлинике очень удобно, поскольку не надо отрываться от дома, ложиться в стационар или уезжать в санаторий.
Очень серьезное внимание, по словам Елены Тоцкой, в поликлинике будут уделять качеству диспансеризации. Доктора и население должны понимать, что это не просто формальность, а возможность выявить заболевания на ранних стадиях. В планах — усилить работу школ для пациентов, которые организуются при поликлинике: лекции по артериальной гипертензии, сахарному диабету и прочим заболеваниям. Задача — вернуть, может быть, где-то утерянное взаимопонимание и доверие между пациентом и врачом, населением и медицинской организацией, что, безусловно, отразится на качестве медицинской помощи и удовлетворенности населения.
СПРАВКА
ГБУЗ НСО «Городская поликлиника № 16» — одно из крупнейших авторитетных многопрофильных амбулаторных лечебно-профилактических учреждений Новосибирска. В поликлинике оказывают первичную медико-санитарную помощь более чем 110 тысячам жителей из числа взрослого населения Ленинского района и части Кировского района города.