Зачем нам московский говяжий жир
Изготовители суррогатов травят потребителей и разоряют местных молочников. Пастбища, усеянные довольными жующими коровами, — такую пасторальную картинку вы почти не увидите в Сибири.
Но полки магазинов буквально ломятся от молока под разными марками. Причем все это или почти все якобы произведено в Новосибирской области. На деле не все, что на прилавке, настоящее молоко. Фальсификаты стали бичом для местных молочников, но объявить войну мошенникам они не могут.
Россельхознадзор по региону недавно обнародовал результаты проверок молочной продукции: значительная часть проб оказались суррогатами. 27 процентов исследованных образцов изготовлены с нарушениями, главное из которых — использование пальмового масла и других ингредиентов, удешевляющих товар. В сметане и масле больше растительных жиров, а не животных. Самое интересное, Россельхознадзор заявил, что ряд компаний, к которым, собственно, были претензии, невозможно найти по указанным на упаковках адресам. Странно, ведь эти горе-производители как-то получают деньги от реализации своих подделок? Значит, найти изготовителей фальсификата можно, хоть и сложно?
Россельхознадзор поставил на усиленный контроль фирмы, чья продукция не соответствовала требованиям, а «летучими голландцами» занялись правоохранительные органы. Это ООО «Сибмолпродукт», ООО «Новосибирскмолпродукт», ООО «Молторг», ООО «Экопродукт» и ООО «Торговый дом».
Изощренности нет предела
Недобросовестные производители учатся изощренно обманывать контролирующие органы. И нисколько не смущаются того, чем занимаются. Вадим Паньшин, генеральный директор холдинга «Доронинский» — молодого предприятия, имеющего молочный завод и собственное поголовье коров, рассказал, что его засыпала письмами некая московская компания, предлагающая в качестве альтернативы пальмовому маслу (которое Роспотребнадзор научился определять) говяжий жир специального приготовления. Как говорится, все дороги ведут в одно место.
— Компания основана в этом году и, судя по их сайту, активно развивается, — говорит Вадим Паньшин. — В каждом их письме лежал рецепт, как сделать молоко той или иной жирности. Говяжий жир они называют АМЖ — «аналог молочного жира». Они пишут, что горит он таким же желтым цветом, как и жир молочный. Мы обратились неофициально в Роспотребнадзор с вопросом, способны ли они определять в составе молочных жиров животный жир, и получили отрицательный ответ.
Уловки с «социальным товаром»
Производители настоящей молочной продукции говорят, что не хотят конкурировать с продуктом, где отсутствует молоко. Но они терпят фиаско: покупательная способность населения довольно низка, и люди выбирают дешевые продукты, которые заведомо являются обманкой.
— Может быть, это военная тайна, но дешевле 45 рублей за литр в твердой упаковке молока быть не может. Все, что ниже, молоком назвать сложно, — объясняет Александр Апатьев, директор предприятия «Скала», производящего молоко ровно той жирности, какую дает корова, без снятия жира. — Посчитайте сами. 20–22 рубля — цена сырого молока без НДС. НДС — 10 процентов. Пастеризация — пять-шесть рублей, упаковка — шесть рублей, плюс логистика — около четырех рублей. Это затраты, которых избежать нельзя. И найдите торговую точку, которая будет продавать бесплатно. Но мы видим на прилавках молоко по 24 рубля. И еще самое плохое, что написано «Социальный товар». То есть это для того, чтобы бабушек и дедушек поить ненатуральным молоком.
Производители молока говорят, что определить на вкус, настоящий продукт или подделка, почти невозможно. Больше шансов избежать фальсификата, если выбирать продукцию предприятий, у которых есть собственные стада, — они, как правило, имитацией не занимаются. Но объявить войну тем, кто бадяжит кефир или сметану, продавая населению подделки, они не готовы, хотя и знают, что постоянно терпят поражение.
— Мы готовы конкурировать между собой, потому что мы все находимся в одинаковых условиях, — резюмирует Вадим Паньшин. — Но мы не готовы конкурировать с тем продуктом, который только называется молоком.
Для обеспечения безопасности потребителей на сайте Россельхознадзора заработал новый информационный сервис — «Список честных». Производители молочной продукции могут добровольно пройти проверку, и, если у них все в порядке, ведомство поместит их в почетный список. Поможет ли это изменить ситуацию?