Стимулы для работы денег
Инвестиционный пакет региональных законов в тренде бюджетной политики
На заседании комитета Заксобрания области по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности обсуждали два базовых вопроса, которые
связаны между собой темой наполнения областной казны.
Критерии для инвестора
Четыре законопроекта о государственном регулировании инвестиционной деятельности были предложены правительством региона еще в начале года. Тогда предлагалось утвердить критерии инвестпроектов, для реализации которых допускается предоставление земли на льготных условиях.
Депутатам предстоит решить вопрос о внесении изменений в соответствующие законы об использовании земель — определить порядок предоставления участков в аренду без проведения торгов. Для каких инвестиционных проектов это возможно? Ответ нашла специально созданная рабочая группа.
В первую очередь это масштабность. Для Новосибирска по данному критерию проходит проект не менее чем на 600 миллионов рублей (для Новосибирского района — 500 миллионов). Социальные объекты для города должны иметь инвестиции в 60 миллионов рублей, в районных центрах — 20, в селах — 10.
Следующий критерий — обязательное подтверждение стопроцентного финансирования. При обсуждении депутаты ссылались на поправку, предложенную Николаем Мочалиным, который считает, что деньги на 70 процентов должны быть частными. Однако большинство сочло неважным, откуда эти деньги: только из частного кармана или бюджетного.
— Поправками определено, что инвестпроекты, которые могут претендовать на земельные участки без торгов, не должны быть связаны со строительством жилья. Инвестору предстоит документально подтвердить наличие стопроцентного финансирования, чтобы не возникали незаконченные объекты, — пояснил руководитель рабочей группы Юрий Зозуля. — Это повышает надежность инвестиций. Мы знаем примеры, когда недостроенные объекты, в инфраструктуру которых вложены средства, в том числе бюджетные, стоят годами потому, что для инвестора изменились условия финансирования.
Еще один важный критерий — инвесторов не будут отсеивать по территориальному признаку, что увеличит потенциал областных планов, если к нам изъявит желание прийти бизнес из соседних регионов.
Налоговые льготы распространяются только на часть прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта.
Базовым требованием остается соответствие намерений инвесторов перспективным инвестиционным направлениям Новосибирской области, собственно для их стимулирования и разработаны законопроекты.
Остается напомнить: в так называемом инвестиционном пакете — проекты областных законов «О внесении изменений в закон Новосибирской области «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков», «Об инвестиционном фонде», «О внесении изменений в закон Новосибирской области «Об установлении критериев, которым должны соответствовать масштабные инвестиционные проекты, для реализации которых предоставляются земельные участки в аренду без проведения торгов, и о внесении изменения в статью 15 Закона Новосибирской области «Об использовании земель на территории Новосибирской области», «Об отдельных вопросах государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Новосибирской области».
Прибавка почти два миллиарда
Депутаты уже в третий раз внесли корректировки в закон об областном бюджете Новосибирской области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов.
Причина — дополнительные решения на федеральном уровне о предоставлении Новосибирской области межбюджетных трансфертов. В результате регион получает безвозмездно из федерального бюджета 1 миллиард 971 миллион рублей.
Министр финансов и налоговой политики Виталий Голубенко сообщил, что 437,3 миллиона рублей — это средства Фонда реформирования ЖКХ на обеспечение модернизации коммунальной инфраструктуры, оставшиеся 1,534 миллиарда распределят на ряд неотложных дел, как-то: субсидии на дорожное хозяйство, строительство образовательных учреждений (школ на Горском жилмассиве и в микрорайоне Березовый Новосибирска, детского сада в поселке Ложок Новосибирского района). Кроме того, сельским муниципалитетам предназначается более 400 миллионов рублей для подготовки к зиме. Деньги поступят также в региональный дорожный фонд и на проведение текущих ремонтов в сфере здравоохранения. Полученная прибавка к бюджету обеспечит и меры социальной поддержки льготникам в связи с ростом цен на жилищно-коммунальные услуги и помощь по оплате взносов на капитальный ремонт пожилым новосибирцам. Предусмотрены субсидии местным бюджетам на решение срочных проблем на избирательных округах депутатов Законодательного собрания.
Решить названные дополнительные задачи можно только за счет внутренних ресурсов бюджета. Залог чему — расчетная экономия в обслуживании государственного долга, жесткие ограничения по расходам и привлечению кредитных ресурсов. Оптимизация бюджетных расходов уже позволила сэкономить 452 миллиона рублей.
В результате изменений доходы казны Новосибирской области в текущем году составят 108,8 миллиарда рублей, расходы — 114,5. Законодателям еще предстоит работа над поправками от комитетов и депутатов в процессе первого и второго чтений.