Как найти не поддельное моторное масло
В Новосибирске под маркой известных брендов моторных масел могут продать подделку
Автовладельцы активно готовят свои машины к летнему сезону, проводят замену спецжидкостей и, конечно же, моторного масла. Однако, по свидетельству работников СТО, областной центр вновь наводнен фальсификатом. Причем грешат не только мелкие лавочники на базарах, но и сотрудники крупных автомагазинов.
Масло, которое не соответствует требованиям заводских стандартов, — гарантированная смерть двигателя. Увы, автовладельцы предпочитают не судиться с торговцами, а жаловаться в соцсетях на недобросовестных продавцов. Объясняют свое бездействие просто: доказать, что машина сломалась из-за залитого масла, практически невозможно. Мы решили разобраться, откуда к нам поступает фальсификат и что можно с этим поделать.
Подмосковные истории
В древней истории все дороги, как известно, вели в Рим. В современной России — в Москву, во всяком случае если речь идет о производстве и реализации поддельного моторного масла в федеральных масштабах.
В прошлом году столичные силовики проводили проверку всех оптовых баз Москвы и Московской области. В результате им удалось обнаружить четыре подпольных завода по производству фальсификата в упаковке известных мировых брендов — Shell, Mobil, Castrol, Elf, Total, BP, Liqui Moly, а также масел автопроизводителей Mazda, Toyota, Nissan, Ford, GM, Volkswagen, BMW. Контрафакт гнали бочками. Несколько складов были забиты продукцией, готовой к отправке. А сколько уже успели отправить? Подпольные заводы отгружали товар гигантскими партиями по всей стране, в том числе и в наш регион. По данным оперативников, чуть ли не ежедневно со складов Подмосковья уходили десятки фур. Общероссийский размах бизнеса мошенники объяснили высокой прибыльностью производства: за несколько лет им удалось заработать сотни миллионов рублей.
В итоге полицейские арестовали производителей подделок, заводы были закрыты, контрафакт уничтожен. Судя по реакции водителей и мастеров СТО, не весь.
Все дело в цене
С продавцами подделок борются и в нашем регионе. Благодаря активным действиям официальных представителей одной из крупнейших марок в прошлом году новосибирская полиция пресекла продажу контрафактных смазочных материалов, которые крупный оптовик сбывал большими партиями. На емкостях красовался знак раскрученной марки. Поддельное масло должно было разойтись по мелким и крупным автомагазинам Новосибирска и области. Почему же местные фирмы покупают контрафакт? Дело в том, что подпольные заводы предлагают за свою продукцию цену, которая ниже, чем у официальных дистрибьюторов известных брендов. Все документы сопровождения подобного рода товара поддельные, иначе и быть не может.
Оптовая компания, ценящая свою репутацию в регионе, увидев подозрительно низкие цены на продукцию известных торговых марок, просто обязана на всякий случай провести проверку товарной партии в лаборатории. Но некоторые оптовики не делают этого по причине жажды наживы. Вот и остаются один на один со своей проблемой владельцы автомобилей, мелкооптовые покупатели (СТО), а также региональные официальные дистрибьюторы марок мировых брендов.
Как избежать неприятностей?
Интернет насыщен различными способами определения качества масла. Однако порой даже глубокие знания внешнего вида упаковки не спасают от покупки подделки.
Фото Михаила ПЕРМИНА
Официальные дистрибьюторы в каждом регионе на своих сайтах публикуют списки авторизованных точек продаж —магазинов, где продают настоящий продукт. Такие предупреждения для покупателей есть практически на всех сайтах официальных представителей мировых и отечественных брендов.
На вопрос, какие марки чаще всего подделывают, нельзя дать абсолютно точный ответ. Сейчас цена на масло высокого класса российского производства ненамного меньше стоимости зарубежных аналогов, так как при его производстве используются различные импортные присадки. Логика подсказывает, что подделывать могут практически все мало-мальски известные марки производителей горюче-смазочных материалов.
Среди официальных дистрибьюторов есть и те, кто уверен, что их продукцию не подделывают. В частности, отвечая на вопросы корреспондента «Советской Сибири», руководитель оптовых продаж компании «Автостарт» (официальный дилер Mannol в Новосибирске) Павел Мезенин пояснил, что за свой довольно долгий период работы на профильном рынке он ни разу не встречал подделку продукции Mannol.
«На данный момент случаев продаж подделок мы не зафиксировали, — говорит генеральный директор ООО «Автотрио» (официальный дистрибьютор Moly Green в Новосибирске) Александр Сарнаев. — Рекомендую покупать масло только у официальных представителей либо у людей, напрямую сотрудничающих с ними. В 2ГИС, в онлайн-версии. набираете Moly Grenn, появляется окошко с информацией о компании, и там есть кнопка — «Найти места продаж».
По словам руководителя PR-службы Valvoline Russia Дарьи Учеватовой, «существуют различные уровни защиты на упаковке, но и уровень подделок сейчас также высок». «Поэтому наша рекомендация — покупать масло только у официальных дистрибьюторов. Так вы сможете обезопасить себя, свой автомобиль и получите право бесплатно отправить масло на экспертизу при возникших подозрениях», — советует она.
Представитель крупного новосибирского автосервиса по ремонту автоматических коробок передач рекомендует приобретать масло, в том числе и трансмиссионное, в одном и том же проверенном магазине: «Это как минимум позволит выставить претензии в случае обнаружения подделки. Как максимум — есть вероятность того, что продавец честен, сам определит качество и вернет фальсификат поставщику. В целом же автосервисы с именем всегда заботятся о своей репутации, имеют от поставщиков документы и спецификации на весь ассортимент масел, которым торгуют».
Оценивая факты продаж поддельного моторного масла в Новосибирске и области, можно предположить, что часть контрафактной продукции с прошлого года еще осталась на складах у оптовиков. Нельзя и отрицать возможность возобновления производства подделок где-то на просторах нашей необъятной Родины: желающих уклониться от налогов и продавать товар по серым схемам по-прежнему немало.
В свою очередь, мы предлагаем автомобилистам прислушаться к нашим рекомендациям. В любом случае навести справки о магазине значительно дешевле, нежели купить масло наугад и потом платить очень большие деньги за замену двигателя.
КОММЕНТАРИИ
Елена МИХАЙЛОВА, начальник отдела по защите прав потребителей мэрии Новосибирска:
— В этой ситуации работает статья 18 Закона «О защите прав потребителей» — права потребителей при обнаружении в товаре недостатков. Если товар некачественный или с недостатками, потребитель имеет право выдвинуть ряд требований, в том числе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. В данном случае потребитель несет значительные убытки, которые несоразмерны со стоимостью приобретенного товара. Для проведения экспертизы надо обращаться в экспертную организацию. Экспертиза требует наличия невскрытой упаковки (канистры масла. — Прим. ред.). Как правило, эксперты выезжают в розничный магазин, где должны изъять товар из аналогичной партии. Товар должен быть взят на экспертизу в упакованном виде от производителя. Вскрывает упаковку сам эксперт, берет необходимый объем проб и дальше выносит свое решение. Без документа экспертной организации обосновать свои требования невозможно. Что-либо требовать от продавца можно, только имея на руках экспертное заключение. Подтвердить случаи обращения потребителей по качеству моторного масла я не могу. Возможно, они есть, но, исходя из сложности всего процесса, может быть, до нас они просто не доходят.
Александр МАЛЫШКО, автоэксперт, директор научно-производственного центра «Техсервис»:
— Если у автолюбителя есть сомнения в качестве масла, я бы посоветовал оставить какое-то его количество в качестве контрольной пробы. Ее, в случае необходимости, можно проверить, отдать на экспертизу в лабораторию.
Но, честно говоря, я не одобряю действия некоторых автовладельцев, когда они распыляют ответственность. У нас есть хороший закон «О защите прав потребителей». Он работает, но когда действуют только две стороны — продавец и покупатель. Как только появляется больше участников процесса — машина куплена в одном месте, масло в другом, замена масла сделана в третьем, в четвертом ремонтировал двигатель, — то в этом случае виновного не найти. Самый оптимальный вариант — пусть масло льют в дилерском центре и только со своего склада ГСМ. В этом случае владельцу автомобиля необходимо будет доказать только одно — что он не нарушал правила эксплуатации машины. Если же у автомобиля закончился гарантийный срок, я советую (и сам всегда так поступаю): станция техобслуживания выполняет работу по замене масла — лучше пусть это будет масло со склада этой СТО. И если с двигателем что-то произойдет, то те, кто, по сути, должны нести ответственность, будут доказывать, что залили качественное масло.