Работодатели раскритиковали ВУЗы за плохую подготовку выпускников
Почему система высшего образования не гарантирует работодателям, что к ним придут долгожданные специалисты?
Круг специальностей, по которым сегодня готовят вузы Новосибирска, широчайший, но в топе самых востребованных сотрудников с высшим образованием по-прежнему лидируют продажники.
Их готовят и готовят, но их опять и опять не хватает. Ежегодно на рынок труда с дипломами выходят десятки менеджеров продаж, а кадровые агентства уверяют, что вакансии все еще не закрыты: каждое четвертое свободное место — продажник.
И работодатели объясняют почему: выпускников с дипломами избыток, а в дефиците такие кадры, которые не надо переобучать, — они приходят и сразу знают, что делать. Сегодня бизнес не готов тратить время и деньги на «школу молодого бойца».
Налицо кризис, который, к примеру, профтехобразование Новосибирской области преодолело, сумев переориентироваться на рынок труда, нужды отраслей региональной экономики и конкретных работодателей. Это стало возможным после того, как профессиональную подготовку кадров передали областному министерству труда.
С вузами все сложнее. И беда не только в сфере подготовки специалистов по продажам. По поводу неготовности выпускников вузов сразу включаться в производственный процесс, слишком отдаленного их понимания сути полученной профессии разгорелись нешуточные дискуссии на форуме «Вызовы нового времени высшей школе», который состоялся на площадке СибУПК.
Забудь все, чему тебя учили
Собравшиеся более трехсот работодателей — представителей крупных фирм сферы потребительского рынка и услуг согласились только в одном: вузы не гарантируют им обеспечение нужными кадрами.
Откуда появилась эта проблема? Одни говорят: от несогласованности системы высшего образования и потребностей реального сектора экономики. Другие утверждают: от погони вузов за деньгами абитуриентов, «заказывающих музыку» и желающих получать дипломы юристов и экономистов, а не инженеров и товароведов.
В советские времена, образовательная система которых теперь высоко оценивается, проблема «доводки» молодых специалистов тоже была довольно остра. И решалась она с помощью специальных общественных организаций: на предприятиях были советы молодых специалистов, действовала система наставничества, то есть процесс образования уже в его прикладном варианте продолжался. Именно тогда была в ходу сакраментальная фраза, которой встречали на предприятии выпускника вуза: «Забудь все, чему тебя учили в институте».
Сейчас работодатель не хочет тратить ни время, ни деньги на переобучение, ему нужен готовый специалист. Но есть ли у практиков экономики набор требований к ним? И может ли он быть универсальным?
Счет в борьбе мнений
Председатель Совета Центросоюза России Евгений Кузнецов отметил, что в авангарде предпринимательско-кооперативного вуза должны быть «бизнес-инкубирование и акселерация предпринимательских идей».
Словно в ответ на это совладелец торгового холдинга «Сибирский гигант» Андрей Кузнецов заметил: «Если ко мне придет устраиваться на работу предприниматель, я скажу ему сразу: «До свиданья!» Нам нужны нормальные специалисты: товароведы, пищевые технологи, юристы-практики. Чтобы понять эти требования, преподавателям вузов нужно хотя бы полгода поработать на реальном предприятии». Зал, где сидели выпускники, преподаватели и студенты вуза, разразился бурными аплодисментами, таким образом открыв счет в борьбе мнений.
Но последний раунд — практика шестого экономического уклада (а разве мы не в тренде такой перспективы?!) — может изменить этот результат. По словам губернатора Новосибирской области Владимира Городецкого, «новые наукоемкие конкурентоспособные технологии должны внедрять новые кадры, люди новых взглядов, в том числе те, которые выйдут из стен университета потребительской кооперации. Нужно четко представлять себе, какие компетенции будут востребованы в ближайшее время. Знания прикладного характера обязаны служить развитию экономики, чтобы она приобрела приростной характер».
Вернуть в прагматическое русло
Десятки местных вузов ежегодно выпускают тысячи молодых специалистов. А спустя пять лет выясняется, что в лучшем случае трудоустроена половина и лишь каждый десятый — по специальности, означенной в дипломе. В какой же «свисток» уходит багаж ненужных знаний? В поисках ответа на этот вопрос в роли учеников пришлось оказаться профессорско-преподавательскому составу форума.
Уроки в ходе профильных дискуссий на факультетах и пленарного заседания давали владельцы и топ-менеджеры крупных новосибирских компаний, а также федеральных бизнес-структур, работающих в регионе. Практики из компаний River Park, «Сибирская хлебная корпорация», «Сибирский гигант», «Металл-сервис», HeadHunter, METRO Cash & Carry, «Гребнева и партнеры», «Частное право», «Интеллект-С» и многих других обрушили вал критики из-за неактуальных дисциплин в программах, отсутствия у выпускников простейших трудовых навыков.
Пленарное заседание, на котором и должны были выработать резюмирующие выводы и рекомендации, только обострило разницу взглядов экспертного сообщества. В ход шла и политика, тренды которой нужно учитывать при подготовке кадров. Так, нынче в моде импортозамещение, реиндустриализация, проектный подход — все это, по мнению одних участников, должно быть известно студентам. Другие требовали больше сосредоточиться на узкой специализации.
Если этот вал мнений удастся спрессовать, систематизировать и преобразовать в программу действий с участием работодателей, то это будет первый пример, когда вуз проведет эксперимент, в котором власть и бизнес-среда должны стать соавторами и заказчиками специалистов необходимой квалификации.
Каков механизм реализации этих намерений будет избран? В Новосибирской области сегодня 51 тысяча вакансий. Ситуацию на рынке труда депутат Госдумы Александр Карелин охарактеризовал, выступая на предвыборных дебатах, так: «Признак успеха — не высшее образование, а стопроцентное трудоустройство». И привел пример, каким путем нужно идти к этому успеху: директор авиазавода имени Чкалова — он же декан факультета летательных аппаратов НГТУ.
Перспектива — за развитием образования в прагматическом русле, в результате чего появится качественно новый продукт образования — хорошо обучающийся профессионал.
МНЕНИЯ
Андрей ШИМКИВ, председатель Законодательного собрания Новосибирской области:
— Содержание образования, умение применить знания и навыки высшая школа зачастую переводит на работодателя. Глубоко убежден, что для студентов университетов, в том числе потребительской кооперации, для всей высшей школы приобретение практических профессиональных навыков так же важно, как фундаментальная теория и новые, современные технические возможности для обучения.
Владимир СТЕПАНОВ, ректор Сибирского университета потребительской кооперации:
— Наш университет выпускает специалистов для сферы торговли и услуг. Это самая стрессоустойчивая ниша в кризисные времена. Мы хотим выстроить прямой диалог с работодателями, чтобы четко понимать, кого они готовы нанимать и как мы должны готовить студентов, чтобы гарантировать им трудоустройство по специальности.
Кирилл КУЗНЕЦОВ, управляющий партнер юридического агентства «ЭКВИ»:
— Было бы полезней потратить больше часов при обучении будущих юристов для практики составления исковых заявлений, других документов, даже в ущерб каким-нибудь теоретическим дисциплинам вроде наследования в международном праве.
Дмитрий ВЕРХОВОД, генеральный директор Технопарка новосибирского Академгородка:
— В системе высшего образования многое предстоит сделать, и самое главное — должно быть больше практики в обучении. Работать — это и есть учиться. Все успешные люди работали, непрерывно учась.
ЦИФРА
По информации Новосибирскстата, в этом году дипломы о высшем образовании получат около 12,3 тысячи выпускников, 7,8 тысячи из которых обучались за счет бюджетных средств.