Борьба за инвестора
Попытка создания благоприятного инвестиционного климата заложена в пакете законопроектов, которые рассматриваются в Законодательном собрании Новосибирской области.
Пакет законопроектов подготовлен двумя рабочими группами, включавшими специалистов областного правительства и депутатов регионального парламента. Первым на заседаниях комитета был представлен документ «Об отдельных вопросах государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Новосибирской области».
Как пояснила министр экономического развития Ольга Молчанова, законопроект концептуально меняет понятие района инвестиционного стимулирования, где будут формироваться благоприятные условия для инвестиционной деятельности путем предоставления инвесторам мер государственной поддержки. Закон вводит понятие масштабного инвестиционного проекта, при реализации которого инвесторы имеют право на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если проект соответствует установленным критериям. Каждая из мер господдержки четко регламентируется статьей законопроекта с определением условий и порядка предоставления данного вида господдержки, случаев изменения объемов, приостановления и прекращения господдержки.
Критерии масштабных инвестиционных проектов разработчики выделили в отдельный закон. А самым перспективным Ольга Молчанова назвала законопроект «Об инвестиционном фонде Новосибирской области». В настоящее время более тридцати субъектов Федерации утвердили законы о региональных инвестиционных фондах.
— Это не создание нового юридического лица, — подчеркнула министр. — Предусматривается специальная строчка в бюджете, которая подразумевает направление определенных средств на инвестиционные цели. Закон необходим, чтобы инициировать заключение договоров государственно-частного и муниципально-частного партнерства на территории области. Мы хотим стимулировать развитие инвестиционного процесса именно в этом направлении. Бюджетные ассигнования будут определяться при разработке проекта бюджета на очередной год и плановый период.
КОММЕНТАРИЙ
Юрий ЗОЗУЛЯ, заместитель председателя комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности:
— Чтобы получить ответы на поставленные вопросы, необходимо понять: а что мы собираемся развивать? Возьмем лишь один из острых моментов: действительно ли льготы, которые заявлены правительством области, достанутся самим инвесторам, а не, например, управляющим компаниям, которые создают условия для своих резидентов? Управляющая компания не производит ни новых технологий, ни продукции, ни новых знаний, она просто управляет инфраструктурой — помещениями, инженерными коммуникациями. Встает вопрос: может быть, нам лучше поддерживать не УК, а тех, кто создает новые технологии и новые знания? Дискуссии были и о земле, и о масштабных инвестиционных проектах. С одной стороны, хочется уменьшить количество критериев, чтобы каждому инвестору было легко понять, что от него ждут власти Новосибирской области. Чем проще и понятнее эти требования, тем легче инвестору принять решение. Но, с другой стороны, нельзя упрощать документ настолько, что станет непонятно, как его применять.
Много споров среди депутатов и представителей правительства было о выборе направлений господдержки. Почему, например, в нашей области не поддерживают развитие электротехники, а развивают технопарк? Однако здесь математические мерки не всегда работают, и, полагаю, их следует заменить на критерий целесообразности. Но у каждого проекта — своя целесообразность, и как ее можно посчитать или измерить? Законы, которые будут приниматься в первом чтении, если их поддержат депутаты, претерпят существенные изменения ко второму чтению. Именно в силу появления дополнительных механизмов, какой-то конкретики, которая, на наш взгляд, и должна привести к существенному инвестиционному прорыву Новосибирской области.