Когда публика рвётся на сцену
Европа ждала гастролей Новосибирского симфонического оркестра с нетерпением и открытым сердцем
Чемоданы давным-давно распакованы, жизнь вошла в привычное русло, но впечатления от гастролей еще не улеглись, потому что было их множество и спрессованы они невероятно.
«Нас помнят и любят»
Из Новосибирска в Москву и далее в Европу, а также на обратном пути в Россию были куплены индивидуальные авиабилеты не только для музыкантов и руководителей поездки, но и для 11 музыкальных инструментов — десяти виолончелей и тубы. У каждого из них в самолете было свое отдельное кресло.
За четырнадцать дней с перелетом Новосибирск — Москва — Мадрид, а потом переездами более чем в 400 километров, с давящей разницей часовых поясов, было сыграно восемь концертов. Если же еще учесть, что в день выступления проходила и генеральная репетиция с солистом, то получается, что фактически сыграно 16 концертов. Темп и напряжение молотобойца. А должна была звучать (и звучала!) прекрасная музыка…
— Очень приятно, что Новосибирский симфонический был ожидаем, — рассказывает Валерий Карчагин, первая скрипка, то есть главный после дирижера человек в оркестре. — Его помнят и любят, и, с моей точки зрения, есть за что… Огромное спасибо музыкантам, потому что очень тяжелая в физическом смысле ситуация была, а исполняли они все блестяще.
На концерте в Дюссельдорфе, где солировала пианистка Валентина Лисица, по словам Карчагина, с публикой и вовсе случился эстетический шок:
— После исполнения концерта Рахманинова слушатели покинули свои кресла и, как я понял, вот-вот были готовы ринуться на сцену, чтобы поближе посмотреть на те чудеса, которые только что продемонстрировала артистка вместе с новосибирским оркестром. Сказать, что это был успех, мало!..
Цитата из рецензии на этот концерт немецкого критика: «Оркестр из Новосибирска принят с большим энтузиазмом. Высокие качества его игры были очевидны уже во время исполнения увертюры к опере «Руслан и Людмила» Глинки. Несмотря на то что оркестр играл большим составом, его игра звучала чисто и прозрачно».
По местам собственной славы
Это был юбилейный тур оркестра, созданного и взращенного Арнольдом Михайловичем Кацем, поэтому надо было соответствовать уровню ожиданий слушателей. А тем есть что вспомнить. Впервые в Сарагосе коллектив выступал в 1995 году, на открытии нового концертного зала. Затем, в 1996 году, также под руководством Каца дал концерт, в котором солировал Ростропович, и этот факт увековечен на специальной памятной доске, где отмечены лучшие концерты, прошедшие в этом зале. Через 10 лет здесь же новосибирским оркестром дирижировал Томас Зандерлинг, который возглавлял и нынешние гастроли. В Дюссельдорфе наши музыканты выступали в 1997 году, вместе с Арнольдом Михайловичем завершая большой тур по Германии. В Вене их впервые услышали 25 лет назад и тоже ждали с нетерпением.
— Не было города, где бы нас не ожидал полный зал, порой залы были переполнены, — рассказывает генеральный директор Новосибирской филармонии Татьяна Людмилина. — Приятно, что имидж оркестра находится сейчас на таком уровне и давно уже достигнутой планке, когда можно вести абсолютно конструктивные и плодотворные переговоры с западными концертными агентствами и осуществлять такие серьезные поездки. И что важно: подобные гастроли — это не только выезд оркестра за рубеж, это позиционирование за пределами страны высокого уровня культуры нашего города и региона.
Свободное парение
Окно в Европу для новосибирских музыкантов когда-то, в 70-х, прорубал маэстро Арнольд Кац. И оно благодаря таланту и самоотверженному труду коллектива остается для сибиряков открытым. Помню, как десять лет назад, накануне 50-летия оркестра, Арнольд Михайлович рассказывал мне о скрытых от постороннего взгляда пружинах этого процесса: «Как никто не понимает, что такое симфонический оркестр, что такое дирижер, так и музыканты до конца не понимали, кто они в оркестре... Именно на этих гастролях они почувствовали себя артистами. И это главное наше достижение! Самое удивительное, что я как дирижер чувствовал себя наравне с ними, музыкантами, которые работали в этих гастрольных концертах со мной и без меня. Это была полнейшая художественная свобода!.. Ведь наше искусство, оно — образное. И если музыкант играет то же «Болеро» Равеля, он должен чувствовать и понимать атмосферу этого произведения, то есть быть широко образован. Понимать, что ноты могут быть теплыми, темными, белыми, черными, синими, голубыми — разными, и все это — ноты»...
Фото Андрея Баулина
Вот уже девятый сезон подряд художественным руководителем и главным дирижером оркестра является известный музыкант Гинтарас Ринкявичюс. Эту кандидатуру оркестранты в 2007 году, после ухода маэстро Каца, выбрали и определили для себя сами. Поэтому дальнейший путь коллектива и движение его в следующее десятилетие — это путь непрерывного развития. Что, кстати, и стало на этих гастролях главным потрясением для тех, кто слышал оркестр прежде — двадцать, пятнадцать, десять лет назад.
Мелодия доверия
Со своим глубоко почитаемым художественным руководителем музыканты встретились в финале европейских гастролей в Санкт-Петербурге. Это была радостно ожидаемая человеческая и творческая встреча.
— Последний концерт, который мы провели с нашим художественным руководителем в Мариинке, был, на мой взгляд, пиком гастролей, — говорит Валерий Карчагин. — Я до сих пор с ним живу! Во-первых, мы встретились с маэстро Ринкявичюсом, вспомнили нашу замечательную трактовку Четвертой симфонии Чайковского. Во-вторых, фурор, случившийся в связи с выступлением нашего оркестра, был невероятным: после концерта нам долго аплодировали, потом весь вечер звонили, поздравляли.
...А мне вспомнилась предшествовавшая гастролям открытая репетиция, которую маэстро Ринкявичюс провел в Новосибирске. Там шла работа и над Четвертой симфонией. После в ответах на вопросы слушателей прозвучали такие слова: «Дирижер, конечно, диктатор. Но я думаю, что Арнольд Михайлович очень-очень любил своих музыкантов. Ведь дирижеры зависят от них, поэтому хорошие взаимоотношения и доверие, полное, искреннее доверие, для того чтобы было хорошее исполнение, в оркестре необходимы».
ДЕТАЛИ
Новосибирский академический симфонический оркестр — ключевой коллектив Новосибирской государственной филармонии. Основанный в 1956 году легендарным дирижером, народным артистом СССР, профессором Арнольдом Кацем и руководимый им до 2007 года оркестр входит в число лучших симфонических оркестров страны. В 1982 году ему было присвоено звание академического.
После ухода из жизни Арнольда Каца в 2007 году оркестр возглавил триумвират: художественный руководитель и главный дирижер Гинтарас Ринкявичюс (Литва), главные приглашенные дирижеры Томас Зандерлинг (Германия) и Фабио Мастранжело (Италия — Россия).
Самый первый концерт оркестр сыграл в деревне Чесноковка Алтайского края в 1956 году. В июне 2016 года коллектив намерен реконструировать в бывшей Чесноковке, ныне Новоалтайске, тот первый концерт. По словам генерального директора Новосибирской филармонии Татьяны Людмилиной, такого в России еще никто не делал.
Кульминацией этого сезона для Новосибирского академического симфонического оркестра станет большой юбилейный концерт «60 лет триумфа», который пройдет 29 марта в Государственном концертном зале имени Арнольда Каца. Руководить оркестром будет Гинтарас Ринкявичюс, солистом выступит пианист Дмитрий Маслеев, победитель XV Международного конкурса имени Чайковского (2015).