Чему учат в первой концессионной школе Новосибирска
В систему общего образования приходят частные инвестиции
Региону не хватает школ. Их предстоит построить несколько десятков, чтобы перевести детей на учебу в одну смену. Силами бюджета не обойтись — на это уйдут годы. К решению задачи может подключиться бизнес, который все охотнее вкладывается в социальные объекты.
Еще в 2005 году принят Федеральный закон «О концессионных соглашениях в РФ», но проектов в сфере образования на принципах государственно-частного партнерства в Сибири пока очень мало. В Новосибирской области появилась первая ласточка: по концессионному соглашению начинает строиться школа-сад. Проект необычный. Он сулит не только увеличение количества мест для учеников, в учреждении намерены растить самые дефицитные кадры для экономики.
Фабрика кадров завтрашнего дня
Эксперты программы реиндустриализации признают, что одна из непростых проблем будущего — кадры. Решать ее в массе своей пока не готовы ни школы, ни вузовская система. К счастью, обозначились первые точки роста.
Идеолог проекта новой формы учреждения образования Валерий Николаев, педагог с большим стажем, начал не с того, чтобы обивать пороги чиновников и просить помощи, а прямо с места в карьер: обратился к родителям, которые хотели бы для своих детей полной занятости как в детстве, так и во взрослой жизни. Цену такого образования/воспитания определяли вместе: посчитали и согласились — начинаем!
Сегодня негосударственное учреждение «Комплекс «Наша школа» — в статусе федеральной площадки по инновационной теме «Разработка и инновация средств социокультурной среды массового индивидуализированного мыследеятельностного и деятельностного содержания образования». Чтобы было понятнее: школа, где в каждом ребенке выращивают тот талант, которым его уже наделила природа. Что не исключает общекультурного и общеобразовательного цикла.
Профиль школы не гуманитарный и не математический. Здесь воспитывают и учат будущих лидеров, директоров, топ-менеджеров, то есть специалистов управленческого звена экономики, которое до сей поры считается в РФ самым слабым.
Цикл беспрерывной учебы
Сегодня в реализацию проектов и программ включены представители предприятий, образовательных фондов, коллеги из обычных школ, ученые НИИ и вузов.
Здесь работают межшкольная детско-взрослая академия — образовательное телевидение; академия кино- и телевизионного мастерства; лаборатория «Интеллект и культура школьника»; экспериментальные творческие лаборатории; лаборатория «Культурные формы учебной деятельности и проектирование в различных сферах деятельности»; школа эффективного лидерства. То, что совершенно не знакомо и ново, — практика центра тестирования, чья миссия определена как кадровое воспроизводство. Кроме того, есть академия кадрового резерва, где задействованы предприятия и организации города.
Фото из архива «Нашей Школы»
В школу-сад «Наша школа» дети приходят с трех лет. Формальное завершение — по окончании среднего образования. Фактически цикл беспрерывной учебы тут проходят и родители, и приходящие на переподготовку специалисты.
Генеральный директор Валерий Николаев видит свою задачу в том, чтобы не просто дать образование всей семье, его цель ни много ни мало — «преобразование окружающего мира, создание, расширенное воспроизводство и развитие систем формирования индивидов, наделенных сознанием преобразующего типа, как в интересах самих этих индивидов, так и в интересах общества в целом»:
— Я не хочу, чтобы талантливые менеджеры и просто хорошо образованные люди убежали за границу. Я хочу, чтобы они наконец поняли, что в нашей стране смогут реализовать себя так, как нигде в мире. Когда таких «понимающих» будет много, перестроится и российская экономика.
Николаеву порой в глаза говорят, что он делает ставку на элиту. Он и не отрицает:
— Средняя школа и сегодня калибрует среднего ученика, дает среднее образование. Я приглашаю всех «средних» специалистов к нам: приходите, давайте вместе искать, проектировать новые подходы, чтобы оценки нашим ученикам выставляла жизнь и они совпадали с теми, что в классном журнале. А пока вызовы жизни отдельно, а механическое заучивание формул — отдельно.
Как «Наша школа» стала концессионером
«Основной организационно-управленческий вопрос — реальная либерализация системы государственного надзора за процессами развития образования и перевода взаимодействия участников в рамки государственно-частного партнерства». Когда Валерий Николаев излагал вот такие соображения, трудно было представить, что практика не заставит себя ждать. Но не прошло и двух лет после этого заявления, как «Наша школа» стала концессионером. Она была единственным претендентом на заключение соответствующего соглашения с мэрией Новосибирска.
Выступая на днях на круглом столе, посвященном проблемам государственно-частного партнерства (ГЧП), Валерий Николаев сказал, что цель концессии — расширить возможности школы. Сегодня здесь учатся 50 детей от 3 до 7 лет и до 170 ребят 1–11-х классов. А также около 400 обучающихся по программам дополнительного образования. Планируемая пристройка с соответствующими реконструкцией и оборудованием увеличит площадь с 1 720 квадратных метров до 8 000.
Фото из архива «Нашей Школы»
— Всего будет инвестировано 330 миллионов рублей, 30 из которых уже есть. ГЧП в социальной сфере принципиально отличается от реального сектора, — считает Николаев. — Тут понятие инвестиций очень широко, вкладом может быть и характер деятельности. Все преобразования, что мы делаем в нашей школе, — это, по сути, народная стройка, которую вот уже много лет мы ведем вместе с родителями и выпускниками.
ГЧП обязывает
Этап проектирования и согласования концессии пройден, все разрешительные документы получены. Николаев уверен, что без поддержки конкретных людей от власти не могло быть сформировано и отношение к школе со стороны родителей и детей:
— Считаю, что понимание, которое проявили руководители области и города, связано с оценкой нашей школы, которая по своим целям является инновационным центром образования. Без нашего «продукта» кадровые проблемы реиндустриализации решить невозможно.
В концессию чаще всего передаются наиболее сложные социально значимые объекты. Форма ГЧП — самая жесткая и самая обязующая. Концессионер за счет эффективного управления объектом должен окупить все издержки на обновление капитальных фондов и получить прибыль, притом что объект остается в муниципальной собственности. Такая конфигурация, не дающая права частной собственности на объект, интересна предпринимателям, занимающим определенную нишу на рынке, как правило имеющим практику и опыт ведения коммерческой деятельности в социальной сфере.
В мэрии рассчитывают, что реконструкция школы завершится в течение трех лет, увеличится число дошкольных и школьных мест без использования бюджетных денег. Концессионер полностью поставляет необходимое оборудование, платит за содержание здания, аренду земли в течение всего срока действия договора — 30 лет.
В Новосибирске на условиях концессии уже реконструирован детский сад на улице Танковой, 29. Это примеры, когда интересы общества, власти и бизнеса совпадают. Есть подобное и в районах области. Отчасти задача по расширению сети дошкольных учреждений решалась за счет ГЧП.