Перевозчикам не хватает субсидий на обслуживание льготных пассажиров
Предложенные минтрансом объемы финансирования перевозок льготников не удовлетворили депутатов
Парламентарии считают, что областная программа об обеспечении доступности населению услуг общественного пассажирского транспорта в текущей экономической ситуации не учитывает интересы перевозчиков.
Проект изменений в программу «Обеспечение доступности услуг общественного пассажирского транспорта, в том числе Новосибирского метрополитена, для населения Новосибирской области на 2014–2021 годы» представил на профильном комитете заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Евгений Раков.
— Финансирование мероприятий программы, реализованных в 2015 году, увеличено до 2 миллиардов 22 миллионов рублей. Объем ассигнований на 2016 год, как утверждено законом о бюджете, увеличен на 240 миллионов рублей и составляет 2 миллиарда 262,9 миллиона рублей, — сообщил заместитель министра. — Таким образом, программой предусмотрено выделение дополнительных средств на исполнение действующих бюджетных обязательств по перевозке льготных категорий пассажиров, а также на субсидирование перевозчиков, осуществляющих пассажирские перевозки по регулируемым тарифам.
По словам Евгения Ракова, сумма оплаты проезда детей из многодетных семей на общественном пассажирском транспорте увеличена на 26,9 миллиона рублей, а меры социальной поддержки льготных категорий граждан при оплате проезда автомобильным транспортом внутриобластного сообщения увеличены на 32,4 миллиона. Что же касается строительства новых станций метро, то его начнут лишь в том случае, если мэрия Новосибирска примет такое решение, а областной бюджет выделит деньги. Понятно, что это вряд ли состоится в ближайшем будущем.
Казалось бы, все правильно. Но при этом суммы ассигнований, заложенных на реализацию программы, из года в год не меняются. Иными словами, и в 2016-м, и в 2017-м, и в 2021 году бюджет будет выделять на льготные перевозки одну и ту же сумму, а именно 2 миллиарда 262,9 миллиона рублей. И если в нынешнем году этих денег, возможно, хватит, то в следующем уже вряд ли, не говоря уж о далеком 2021 годе. И что тогда будет? Если сохранить льготы на проезд, то получится, что убытки будут нести перевозчики. Налицо конфликт интересов.
— Давно пора понять: ничего бесплатного не бывает. За рост инфляции расплачивается либо бюджет, либо население, — высказывает свое мнение депутат Законодательного собрания Валерий Ильенко. — Принимая изменения в программу в том виде, как они есть, мы создадим для транспортных предприятий тупиковую ситуацию. Они не могут работать себе в убыток.
Есть и еще одно но. Дело в том, что проект изменений в программу был вынесен на заседание правительства без предварительного рассмотрения комитетом Законодательного собрания, что противоречит регламенту.
— Если бы мы сначала рассмотрели эти предложения на комитете, то, полагаю, смогли бы найти оптимальное решение, — отмечает председатель комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Фёдор Николаев. — Но по большому счету дело даже не в этом. За счет чего мы будем обеспечивать доступность для населения услуг общественного транспорта при не меняющемся финансировании программы в 2016–2021 годах? За счет простого перераспределения? Или предполагаются какие-то эффективные меры? К сожалению, это пока не слишком понятно. Считаю, что на следующих заседаниях комитета нам следует вернуться к обсуждению этого животрепещущего вопроса.