Омбудсмен Астахов: "20 тысяч детей гибнут по дороге в школу"
Уполномоченный по правам ребенка при Президенте Российской Федерации Павел Астахов уверен, что дети страдают по вине некомпетентных педагогов.
Федеральный эксперт в понедельник выступил на заседании областного педагогического совета — районные педколлективы участвовали в формате интернет-видеоконференции. Речь пошла не только о травматизме в системе образования, хотя именно эта проблема явилась главной причиной визита уполномоченного по правам ребенка в Новосибирск.
Больше детей — больше риска
В последние годы количество населения региона стабильно прирастает, в том числе за счет рождаемости. Нужны новые детские сады — с этой задачей в регионе справились. На очереди — новые школы.
— Мы выполнили поставленную Президентом России задачу и ликвидировали очередь в дошкольные учреждения для детей от 3 до 7 лет. За последние годы в области было построено 89 новых детских садов, 63 садика полностью реконструированы, что позволило дополнительно создать 34 600 мест. Теперь нам предстоит масштабная работа по строительству новых школ, — рассказывает губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий. — Критерии по безопасности очень строгие. Тем не менее в 2015 году в детских садах и школах произошел ряд печальных инцидентов. Виной тому — человеческий фактор.
Действительно, в прошлом году произошло несколько случаев, «прославивших» наш регион на всю страну. Стоит вспомнить хотя бы, как в октябре три девочки в детском саду № 262 на улице Авиастроителей отравились, отведав спайс, который нашли во время прогулки. Тогда дети попали в реанимацию. Почему воспитатели не проследили? Еще более трагический случай произошел в декабре в детском саду № 45 Первомайского района — там девочка во время прогулки погибла от удушья. Воспитательницы рядом не было. В школе № 162 учительница заклеивала первоклашкам рты скотчем, чтобы они не шумели во время уроков. Как такой человек вообще попал в школу? Вопросов возникает немало.
Пресловутый фактор
— Новые детские сады и школы — это очень хорошо, но кто же там работает с нашими детьми? — задается вопросом Павел Астахов. — Зачастую дети страдают именно из-за человеческого фактора, и кадровый вопрос в образовательных учреждениях стоит очень остро. При этом Новосибирская область имеет прекрасную базу для подготовки высококвалифицированных кадров. А ведь есть еще и технические средства безопасности, без которых образовательное учреждение вообще не может работать. Согласно данным мониторинга, проведенного Министерством образования РФ, далеко не все детские сады, школы и детские дома имеют охрану, тревожные кнопки, камеры видеонаблюдения, противопожарную сигнализацию. Да что говорить: заборы и фонари на территории и то не везде есть.
Справедливости ради стоит отметить, что технические средства безопасности вовсе не панацея. В детском саду № 45, где погиб ребенок, камеры как раз были. Только на мониторы никто не смотрел.
Гаджетам в школе не место?
Павел Астахов на областном педагогическом совете, посвященном безопасности детей, дал несколько рекомендаций. Омбудсмен считает обязательным наладить систему оповещения родителей, если ребенок не пришел на урок, например, при помощи SMS (в Москве подобная система уже работает). По словам Павла Астахова, ежегодно 20 тысяч детей гибнут по дороге в школу, в том числе от рук педофилов.
Также уполномоченный по правам ребенка призвал запретить детям пользоваться гаджетами в школах, чтобы уберечь от информации, вредящих их здоровью и развитию. Если родители против этого, то они должны дать расписку, что не будут иметь претензий к образовательному учреждению, если ребенок получит доступ к вредящей ему информации. Еще одна рекомендация касалась выявления семей, где детей вовлекают в экстремистскую деятельность.
— Год от года в Новосибирской области растет число детей, пострадавших от внешних причин. Если в 2012 году их было 57 тысяч, то в 2014-м — уже 67 тысяч. И всегда рядом либо не было взрослых, либо они плохо исполняли свои обязанности, — подводит итог Павел Астахов. — Так что проблему детской безопасности можно решать только в комплексе.
КСТАТИ
Павел Астахов сообщил, что сирот, спасенных из плена в Киргизии (о детях «Советская Сибирь» писала в прошлом номере), скорей всего заберут родственники. Уполномоченный охарактеризовал ситуацию, в которую попали на чужбине Аня и Тимофей, очень страшной. Также он отметил, что вопрос с устройством детей-сирот в семьи в регионе решается: на попечении в детских домах находятся 475 детей, еще четыре года назад их было в три раза больше.