Что мешает легкой промышленности победить китайский импорт
Что мешает сибирской легкой промышленности победить китайский импорт?
Несмотря на то что в целом по промышленности экономические показатели увеличиваются, в производстве обуви в нынешнем году отмечается некоторый спад. Конкурировать с товаропроизводителями Китая, Вьетнама и Средней Азии становится все труднее.
Почему так происходит, и что с этим делать, обсуждали участники круглого стола «Легкая промышленность Новосибирска: аналитика, проблемы, решения».
Зарплата ниже, чем в Китае
Несмотря на засилье импортных товаров в наших магазинах, легкая промышленность в регионе существует, а некоторые предприятия даже ухитряются наращивать объемы, причем это относится как к крупным компаниям, так и к представителям малого и среднего бизнеса. Хотя нынешний год выдался для отрасли нелегким. В текстильном и швейном производстве отгрузка выросла на 14,6 процента, но падение объемов в производстве изделий из кожи и обуви составило почти 40 процентов. С учетом того, что в прошлом году падение доходило до 50 процентов к уровню позапрошлого года, то ситуация патовая.
Заработная плата в отрасли тоже очень низкая: по данным мэрии Новосибирска, в среднем она едва превышает 13 тысяч рублей. Для сравнения: в среднем по промышленности — 34,2 тысячи.
— Когда два–три года назад нефть была в цене, состоянием легкой промышленности особо никто не интересовался, но сегодня ситуация изменилась, — говорит директор группы компаний «Обувь Сибири» Антон Титов. — Если же говорить о зарплате, то я хотел бы отметить, что сегодня из-за падения рубля она в нашей отрасли даже ниже, чем на некоторых предприятиях Китая, и это в определенном смысле является нашим конкурентным преимуществом.
При этом, как утверждает Антон Титов, подобная ситуация уже наблюдалась в 1998 году, когда из-за девальвации национальной валюты «Вестфалика» смогла сильно подняться. Но, по мнению участника круглого стола, с Китаем нам тягаться не приходится, по крайней мере в эконом-сегменте. Так, в 2014 году в Поднебесной произвели 15 миллиардов пар обуви, а население всей планеты Земля сегодня составляет 7 миллиардов человек.
— Наш сегмент — среднеценовой, и здесь рынок достаточно емкий. Причем размер заработной платы тут не имеет такого значения, как в эконом-сегменте, — утверждает Антон Титов. — Еще один большой и перспективный рынок — это госзакупки. Потребность огромная, до 35 миллионов пар обуви в год (всего в России в год производят 400 миллионов пар). Недавно наша группа компаний приобрела бердскую обувную фабрику «Степ», это позволить нам существенно увеличить экономические показатели и довести объем производимой в России продукции до 50 процентов. Это к вопросу об импортозамещении.
Ни ниток, ни иголок
По мнению генерального директора ООО «Приз — фабрика одежды» Николая Трещева, сегодня ситуация в отрасли более сложная, чем 2008 году. Если тогда в России еще чувствовался дефицит товарного наполнения, то теперь его нет. Производителю остается одно — снижать издержки. Иными словами, уменьшать заработную плату, а она и так невелика.
— Еще одна проблема — это сырье, — говорит Николай Трещев. — Сегодня буквально все приходится закупать за рубежом. В России просто нет фабрик, которые бы выпускали современные ткани, фурнитуру, нитки и прочее. Если для спецодежды ткани еще можно найти, то для модной одежды — нет. Иголок и ниток российского производства тоже нет. Ситуация в отрасли очень тяжелая. Но, как ни странно, и в ней можно найти положительные моменты. Сейчас наше предприятие развивает розничные продажи, но это за счет того, что многие мелкие и средние производители попросту ушли с рынка.
Резидент бизнес-инкубатора, директор компании «ВРК-Текстиль» Александр Красильников также отмечает отсутствие российского сырья и оборудования.
— Мы производим носки для всей семьи, и основной упор сделали на качестве, — рассказывает Александр Красильников. — Носочно-чулочные изделия производим исключительно из чистого хлопка. Начинали работать с федеральными торговыми сетями, но после падения рубля себестоимость нашей продукции резко выросла, а сети отказались поднимать цены. Однако при желании выход можно найти всегда. Мы стали сотрудничать с локальными торговыми сетями в Новосибирской области, в частности, с «Сибирским Гигантом», и за полгода наша продукция вышла в топ-100 по продаваемости. Сейчас ведем переговоры с «Холидеем». Хочу отметить, что сегодня выгоднее производить продукцию на территории России, чем в том же Китае. Да, выигрыш невелик, но он есть.
Как отмечает Александр Красильников, еще одна проблема отрасли — недобросовестная конкуренция. Некоторые производители предлагают носки из «пластмассы», выдавая их за хлопковые. Естественно, цена такой продукции в несколько раз ниже, а покупатель благодаря развитию современных технологий не в состоянии отличить натуральные изделия от синтетических и голосует рублем.
«И во время войны штаны шьют»
Одна из самых острых проблем нашей легкой промышленности — отсутствие квалифицированных кадров. Молодые люди, даже те, кто получает специальное образование, не спешат идти работать на производство. А если кто-то и приходит, то, как правило, квалификация оставляет желать лучшего. И дело не только в низких зарплатах — сам престиж профессии низок.
— Порой доходит до того, что дипломированная швея не в состоянии заправить шпульку и вставить нитку в иголку, — сетует директор компании «Мастерская сценических костюмов» Ирина Васюкова. — Приходится учить буквально с нуля. И далеко не все потом остаются работать. Мы к этому уже привыкли. Да, приходится тратить время и силы, но наш труд не пропадает зря — человек получает в руки кусок хлеба. Я считаю, что у нашей отрасли перспективы есть всегда: как говорится, и во время войны штаны шьют.
Директор Новосибирского колледжа легкой промышленности кандидат педагогических наук Константин Чугаев видит выход из сложившейся ситуации в создании образовательного ресурсного центра. Такой центр, снабженный самым современным технологическим оборудованием, сможет готовить специалистов, столь необходимых нашей легкой промышленности. В перспективе было бы весьма полезным создание образовательно-производственного кластера, когда детей, имеющих интерес к данной сфере деятельности, выявляли бы еще на уровне средней школы, а потом готовили бы из них профессионалов.
Руководители бизнеса могли бы принять самое непосредственное участие в составлении обучающих программ, тогда бы они получали именно тех специалистов, какие им требуются.
— Я полагаю, что решением многих озвученных сегодня проблем могла бы заняться ассоциация легкой промышленности, — подводит итог председатель ассоциации легкой промышленности Новосибирска Олег Якушев. — В частности, речь идет об информационной и правовой поддержке, а также о решении кадрового вопроса. Предприниматели могли бы обмениваться информацией, завязывать деловые контакты. Уверен, что многие из нас могли бы быть полезны друг другу. Еще одно важное направление — поддержка со стороны государства. Многие представители легкой промышленности, особенно малые и средние предприятия, зачастую даже не знают о ее существовании, не говоря уж о том, чтобы ею воспользоваться. Словом, проблем немало, и мы должны их решать вместе.
КОММЕНТАРИЙ
Николай СИМОНОВ, министр промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области:
— В целом ситуация в Новосибирской области в сфере поддержки малого предпринимательства обстоит неплохо. Но при этом больше половины субъектов такого предпринимательства приходится на сферы торговли и бытового обслуживания, для чего сегодня складываются наиболее благоприятные условия. Эту ситуацию надо менять, создавая более комфортную среду для обрабатывающих предприятий и тех, кто занимается внедрением научных разработок. Ряд шагов уже предпринят: введены налоговые каникулы, улучшается ситуация с патентной системой. Это должно расширить возможности для бизнеса по этим направлениям.
В регионе поддержкой малого и среднего бизнеса, помимо министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства, занимаются еще три министерства: минобразования, минтруда и минсельхоз, и каждое имеет свои программы поддержки. Что касается нашего ведомства, то, несмотря на трудную экономическую ситуацию, в 2016 году на помощь бизнесу выделено столько же средств, что и в текущем. В целом за пять последних лет сложилась хорошая инфраструктура для поддержки малого и среднего бизнеса. Действует фонд микрофинасирования, где сегодня можно получить до миллиона рублей, а в перспективе эта цифра увеличится до трех миллионов.