Марш против турецкого
Реакция новосибирцев на расстрел турками российского Су-24: от «ударить по туркам рублем» до «не пороть горячку»
Инцидент со сбитым на территории Сирии российским военным самолетом взбудоражил общественность всей страны. Последствия этой катастрофы дали о себе знать незамедлительно.
Усилены меры авиационной безопасности при полетах между Россией и Турцией, гражданам рекомендовано вообще пока не посещать эту страну. Некоторые туроператоры приостановили продажи путевок в данном направлении. В Сети обсуждают вероятность запрета на ввоз турецких товаров...
Эхо турецкой воздушной атаки на российский военный самолет громкое. Что думают и говорят в Новосибирске о последствиях? Мы провели небольшой опрос. Первыми откликнулись турагенты. Как выяснилось, в этой сфере никакой паники нет. Во всяком случае, пока.
— Турция, конечно, очень популярное направление для туристов из Сибири, но не в это время года. Сезон Турции закончился в октябре. Поэтому и очевидного оттока в связи с инцидентом не наблюдается, — прокомментировала Светлана Фоменко, исполнительный директор Новосибирской ассоциации турорганизаций. — Юго-Восточная Азия пользуется гораздо большим спросом. Таиланд, Вьетнам, активно идет Камбоджа. Давать долгосрочные прогнозы — закроют Турцию или нет — пока не можем, программы на лето начнем формировать только в начале весны. В любом случае рынок турбизнеса сейчас настолько гибкий, что мы сможем подстроиться под все запросы и возможности потребителей.
Российские авиакомпании — в ожидании распоряжений сверху. Не исключено, что последует ограничение на полеты, как это произошло с Египтом. Ведь уже прозвучало, что Турция — страна с повышенным уровнем угрозы терроризма. Представители «Турецких авиалиний» в Новосибирске от комментариев по поводу ситуации с продажами билетов на полеты в Турцию или транзитные рейсы через Стамбул воздержались.
Спланированная акция?
Мнения политологов, экономистов, историков звучат в унисон. ЧП в небе над Сирией не было случайным.
Владислав Кокоулин, профессор кафедры истории России гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета, предлагает вспомнить историю русско-турецких отношений и задуматься, кому выгодно то, что происходит.
— В истории взаимоотношений России и Турции было много войн, больше десяти, так что нынешнее противостояние, назовем его так, далеко не первое. Наша страна расширяла свои границы, нужны были проливы Босфор и Дарданеллы, Османская империя, конечно, отстаивала свои интересы. Часто войны провоцировали Англия и Франция, — говорит профессор. — Конфликты были всегда, но что самое характерное: всегда наших людей, когда они попадали в Турцию, удивляло, что отношение к ним хорошее, доброжелательное. Наши эмигранты недоумевали, что же такое случилось, зачем мы столько лет воевали? Дело-то не в людях, а в государствах.
Юрий Воронов, вице-президент Новосибирской торгово-промышленной палаты, кандидат экономических наук, президент компании «Корпус — Консалтинг», напоминает про Курдистан, горячую точку Турции:
— Существует целый ряд моментов, которые указывают на то, что произошедшее в Турции — звено в цепи многосторонней продуманной операции. Что бы я сделал? Ввел ограничения в сфере туризма и санкции в отношении строительных компаний, вплоть до депортации всех строителей в течение одного дня, — отмечает Юрий Воронов. — Ухудшение отношений с Турцией нам не очень выгодно, эта страна — наш партнер во многих вопросах, хотя, конечно, после такого события вполне понятным становится признание нашей страной Курдистана. Я не знаю, стоит ли делать такой серьезный шаг, но он напрашивается сам собой.
Согласен с тем, что все произошедшее было спланировано, и Игорь Умербаев, депутат Законодательного собрания Новосибирской области, ветеран СОБРа, за плечами которого горячие точки:
— Я бы назвал все, что произошло, демонстративной акцией. Насколько они просчитывали все последствия — это большой вопрос. Скорее всего, это было заранее принятое в высших эшелонах власти решение. Доказательств никаких, разумеется, нет, но, учитывая, что Турция входит в НАТО, наверняка шло некое санкционирование оттуда. Вероятно, Турции сделали такое предложение, от которого невозможно отказаться, хотя сейчас фактически она оказалась пособником террористов. Реакция нашей страны, на мой взгляд, должна быть неожиданная. Не такая, какую сразу же можно предположить — из разряда «бей городских». Сейчас в очередной раз заинтересованные люди пытаются дестабилизировать ситуацию внутри нашей страны, не мытьем, так катанием. Надеюсь, этот план у них благополучно провалится.
«Пусть попробуют отдохнуть в России»
Вообще Новосибирск — город политизированный. Это касается не только внутренних региональных событий, но и внешней политики. «Что делать с Турцией? Ввести продовольственное эмбарго, — говорит новосибирец Кирилл Беляев. — Запретить туроператорам возить туда туристов. Объявить бесполетную зону над Сирией и сбивать турецкие самолеты в случае нарушения сирийской границы. Объявить курдов союзниками в борьбе с ИГИЛ и оказать им помощь оружием. Однозначно спланированная акция, которая на самом деле лаконично вписывается в современную турецкую политику, которая направлена на становление турецкого государства как регионального гегемона. Турции выгодны действия ИГИЛ по отношению к Ираку, Сирии, к курдам. Наиболее приемлемый для них вариант, если террористы сначала разрушат структуру соседних светских государств, а потом уже будут сами побеждены. В этом случае Турция имеет возможность увеличить свою территорию и получить большие нефтегазовые ресурсы».
«Мое обывательское мнение — лучше всего сейчас ударить по Турции рублем, — говорит жительница Новосибирска Елизавета Костина. — Они живут во многом за счет наших туристов. Надо запретить продажу туров, путевок. А как еще их наказать? Конечно, многие русские захотят поехать, ведь сейчас даже Египта нет, но пусть и в России для разнообразия попробуют отдохнуть. Ничего страшного в этом нет».
Отгородиться не получится
Есть доводы против ограничительных мер.
— «Давайте перестанем ездить в Турцию», «Нет турецким ботинкам» — часть населения нашей страны сейчас отреагирует именно таким образом, — комментирует Владимир Леонтьев, президент компании «Инфо-сфера Консалт», кандидат исторических наук. — Я пока воздерживаюсь от оценок, слишком мало информации, но считаю, что подобные меры будут лишними. Политические вещи оставим дипломатам и политикам. Завтра еще что-нибудь может произойти, что теперь, отгородиться ото всего мира?
Герман Тепляков, врач, педагог, психолог, также призывает не горячиться:
— Конечно, то, что произошло, никак не из области «понять и простить», и отношения между нашими странами не скоро станут прежними. Особенно удручает отсутствие каких-либо извинений со стороны Анкары, — комментирует Герман Тепляков. — В то же время важно не пороть горячку и принять взвешенное и обдуманное решение по новому формату отношений со вчера еще дружественной нам страной. Турция значима для России и как экономический партнер, и как «всероссийская здравница», однако сейчас речь идет о военной и государственной чести России.