Новосибирск ожидает массовый прилёт снегирей
Трудно припомнить, когда посадки рябины в Новосибирске плодоносили так обильно, как нынче. Под тяжестью поспевающих соплодий ветки клонятся к земле, а то и совсем отламываются от стволов. Уходящее лето выдалось урожайным не только на рябину. Повсюду много ягод на черемухе, а также на других деревьях и кустарниках. Хотя имеются и исключения. Шиповник, например, почему-то уродился лишь местами.
All inclusive для пернатых
Как рассказал «Советской Сибири» научный сотрудник Института систематики и экологии животных СО РАН, орнитолог Алексей Яновский, для зимующих в Новосибирске птиц урожай рябины имеет большое значение, поскольку её ягоды осенью не осыпаются и остаются на ветках до весны, а то и до следующего лета. Таким же благоприятным для птиц свойством обладают ранетки и ягоды боярышника и облепихи. Это привлекает большое количество многочисленных птиц, зимующих в сибирских городах. Это свиристели и самые массовые из дроздов — рябинники.
— Для того, чтобы в наши города на зиму слетелись большие стаи рябинников и свиристелей, кроме хорошего урожая на ягоды и ранетки необходимы относительно комфортные температурные условия в зимние месяцы, — говорит Алексей Яновский. — Если тридцатиградусные и более крепкие морозы будут сохраняться в течение нескольких недель подряд, то, несмотря на изобилие корма, и свиристели и рябинники будут вынуждены отлететь в сравнительно теплые края».
По словам специалиста, и свиристелям, и дроздам зимой в качестве корма больше всего подходят ягоды рябины. Но птицы обычно в первую очередь расправляются с обильным урожаем этих деревьев еще в январе. В феврале же им приходится довольствоваться ранетками, прежде недоступными для них из-за величины плодов, к тому же замерзшими до каменного состояния. К концу зимы размеры ранеток несколько уменьшаются вследствие подсыхания, а твердость снижается, благодаря ослаблению морозов и подтаиванию на солнце днем. Поэтому к весне ранетки служат основным кормом для свиристелей и рябинников вместо съеденной ранее рябины.
40 из 360
— Обильный урожай рябины и мелких ранеток в отдельные годы создает условия для безбедной зимовки в Новосибирске многим птицам, — продолжает орнитолог. — Однако пока в употреблении этого доступного корма «замечены» в основном местные сизые голуби и, вероятно, научившиеся у них новому способу кормодобывания серые вороны. Интересно, что изначально дневные птицы – серые вороны быстро приспособились к резкому увеличению интенсивности уличного освещения и умудряются кормиться на рябинах и ранетках в городских скверах даже вблизи оживленных потоков транспорта и пешеходов в темное время суток.
Покормиться плодами рябины и ранеток в городе любят и менее многочисленные пернатые гости городов — снегири, а также совсем уже редкие щуры. И снегири, и щуры в отличие от свиристелей, рябинников, голубей и ворон, не заглатывают плоды и ягоды целиком, а тщательно извлекают из их сердцевины самое калорийное — семена.
Октябрь — пора, когда список видов птиц, которых можно встретить в Новосибирске и окрестностях, быстро сокращается в связи с отлетом пернатых к местам зимовок. Из примерно 360 видов, встречающихся здесь летом, к зиме останется порядка 40 видов птиц.
Главные вестники осени уже здесь
«Вообще-то, отлет птиц ряда видов начинается гораздо раньше осени, — говорит Яновский. — В конце июля прекратили считать года кукушки. Они одними из первых среди наших пернатых начали долгий путь в южные страны. Уже в середине августа из Новосибирска исчезли стаи стрижей, которые после вылета молодняка из гнезд под крышами многоэтажек полетели к местам зимовок. Причем птицы, относящиеся к виду черный стриж, улетели на юг Африки уже в первых числах августа, а белопоясные стрижи, гнездящиеся с ними бок о бок, каждый год отлетают дней на 10 позднее совсем в другом направлении — в Юго-Восточную Азию и Австралию».
Преобладающим направлением осеннего пролета для большинства видов западно-сибирских птиц считается южное и юго-западное. В Южной Азии зимуют наши коршуны, которые нынче продолжили увеличивать свою численность в Новосибирской области благодаря, прежде всего, расширению свалок с бытовыми и пищевыми отходами. В Новосибирске отдельные коршуны остаются до поздней осени и даже на всю зиму. Пару лет назад в сентябре местные жители прикормили коршуна, не пожелавшего вовремя улетать на юг, на балконе дома по улице Иванова. Уже в начале сентября почти все коршуны покинули наши края. В Индии, Пакистане и Бангладеш, где они зимуют, таких отбросов, по-видимому, еще больше...
Сейчас юг Западной Сибири покидают скворцы. В начале октября на юг и юго-запад улетят последние деревенские ласточки и ласточки-береговушки, а также большинство мелких певчих птиц.
— В первые дни октября над Новосибирском будут пролетать стаи чаек, в основном, сизых, — рассказывает Алексей Павлович. — В полете высоко в небе они часто летят клином, так что отдаленно напоминают журавлей и гусей, которых, увы, с каждым годом становится всё меньше. В отличие от серебристых чаек, которые, как и коршуны, научились извлекать пользу от результатов деятельности людей в форме мусорных свалок, более благородным птицам требуются водно-болотные угодья в их первозданном виде, где к тому же не допускается стрельба по птицам.
Большинство водоплавающих и околоводных птиц (лебеди, гуси, утки, цапли и т.п.) покинут наши края к третьей декаде октября, когда замерзнут водоемы со стоячей водой. Чаще, чем в любое другое время года, поздней осенью в городах будут встречаться дятлы, которые тоже склонны к перемене мест в переходные сезоны. Наибольшее внимание привлечет черный дятел-желна — самый большой представитель этого семейства птиц в наших краях.
Главным вестником поздней осени в сибирских городах служат синицы. Видовое название их — большая синица, хотя на самом деле эта пташка почти таких же мелких размеров, что и другие синицы. В октябре синицы очень подвижны и голосисты, они встречаются во всех городских парках и скверах и начинают залетать в помещения.
Федор БУРОВ