USD 102.3762 EUR 105.8072
 

«Строители России, объединяйтесь!»

Татьяна РЕШКЕ
На стройплощадке кипит работа. Фото Бориса МОСКВИНА
На стройплощадке кипит работа. Фото Бориса МОСКВИНА

Допуск СРО должен прийти на смену устаревшим строительным лицензиям — разговоры об этом на протяжении целого ряда лет шли как
в профессиональной среде, так и во властных структурах. Изначально предполагалось, что членство в саморегулируемой организации защитит права и законные интересы предпринимателей, приведет к повышению качества проектных и строительных работ, даст возможность устраивать круглые столы, симпозиумы и конференции, посвященные злободневным проблемам.

Оптимистично настроенные эксперты отмечали, что гибкий механизм саморегулирования, заимствованный у зарубежных стран, позволит профессиональному сообществу взять контроль качества в свои руки, и это принесет пользу отрасли.

Сегодня переход от лицензирования к саморегулированию — уже свершившийся факт. Механизм запущен в работу и периодически корректируется, в том числе на законодательном уровне. Однако сделать саморегулирование эффективным инструментом контроля, помогающим застройщикам работать более профессионально, — задача, над решением которой еще предстоит потрудиться.

Хроника новаций
Напомним: с 1 января 2010 года действие строительных лицензий в нашей стране было прекращено, а участие в системе СРО стало непременным условием для компаний, существующих на строительном рынке и имеющих отношение к обеспечению сохранности объектов капитального строительства. Чтобы осуществить переход к саморегулированию, в стройкомплексе потребовалось провести радикальные организационно-структурные изменения.

Бурное обсуждение грядущих новаций длилось на протяжении всего 2009 года. В дискуссии участвовали строители, юристы, представители надзорных и контролирующих организаций, органов власти. Многие специалисты подчеркивали, что введение СРО является своевременной и целесообразной мерой, ведь саморегулируемая организация несет коллективную ответственность за действия своих членов, а значит, кровно заинтересована в борьбе за качество услуг.

Как известно, стабилизационный фонд, формируемый за счет членских взносов, является «подушкой безопасности», источником для компенсации ущерба, причиненного заказчику. И если работа выполнена с нарушениями, СРО отвечает рублем за оплошность одного из своих членов.

Организации, желающие приобрести статус саморегулируемых, обязаны соответствовать определенным критериям. Так, некоммерческие партнерства, действующие в области инженерных изысканий и проектных работ, должны объединить не менее полусотни предпринимателей или юридических лиц, а также сформировать компенсационный фонд в размере 300 тысяч рублей на одного члена организации. Допуск к изысканию, проектированию и строительству выдается на основании требований, которые СРО предъявляет к своим членам. Среди требований — наличие у специалистов компании профессионального образования, стаж работы, степень оснащенности предприятия необходимой техникой и так далее.

До 2009 года в Новосибирской области лицензии на строительство имели около 5 тысяч компаний, хотя фактически на рынке действовало не более полутора тысяч игроков. Именно им предстояло стать участниками новой системы. Застройщики, которые осваивали бюджетные деньги и готовились заключать контракты, вступили в СРО в числе первых.

От идей к практике
На протяжении последних пяти лет переход к саморегулированию сопровождался сложным процессом формирования нормативных актов и постоянными изменениями законодательства. Нужно было отладить взаимодействие СРО между собой, упорядочить их сотрудничество с профессиональными объединениями в целях развития стройкомплекса и решить многие другие вопросы.

Например, до 2010 года саморегулируемые организации выдавали свидетельства о допуске к перечню работ, который был отражен в приказе Минрегионразвития № 274. Видов работ насчитывалось свыше восьми сотен. Федеральная антимонопольная служба не согласилась с этим перечнем, посчитав, что он включает множество работ, не оказывающих существенного влияния на безопасность объектов строительства. Это снос зданий, установка батарей, окон, дорожная разметка и так далее. Поэтому 30 декабря 2009 года Минрегионразвития выпустило приказ № 604, сократив список до 247 пунктов.

Конечно, перечень работ — не единственная проблема, затрудняющая процесс саморегулирования. По мнению представителей стройотрасли, эффективной деятельности мешает коммерциализация части СРО и торговля свидетельствами о допуске к работам. Причем законодательство порой не только не решает проблем, но даже их усугубляет. Так, Федеральный закон № 240-ФЗ ввел следующую практику: с того момента, как СРО зарегистрирована, она автоматически становится членом национального объединения. При этом отсутствует механизм фильтрации СРО, отсеивания недобросовестных.

Еще одна сложность связана с переходом компаний из одной саморегулируемой организации в другую. Этот процесс предусмотрен законом, однако строительная компания, принимающая решение о переходе, несет финансовые потери: при выходе из СРО взнос в компенсационный фонд никто не возвращает.

Таким образом, участникам саморегулирования предстоит большая работа: необходимо донести позицию специалистов-практиков до государства, очистить отрасль от недобросовестных предпринимателей и прочее. Однако если потенциал новой системы будет раскрыт, стройкомплекс поднимется на новую ступеньку.

До пика еще далеко
Владимир ОСТРОВСКИЙ, директор НП «Межрегиональная некоммерческая организация строителей «Сибирь»:

— СРО — система гибкая, демократичная, предполагающая коллективную ответственность и обладающая высоким запасом прочности. Но хотя идея саморегулирования сама по себе прекрасна, на практике народ ее еще не «распробовал». Отсюда — редкие посещения собраний или отказы подчиняться требованиям, за которые строители сами же проголосовали. Стереотип, бытующий в профессиональной среде, таков: если я сделал взнос и вступил в СРО, кто может меня контролировать? Разве не парадокс — проверять того, кто платит деньги? Зачем весь этот «цирк» — беседы, выезды, требования к наличию страховки, уровню квалификации и прочее?

Конечно, компания вправе уйти в коммерческую СРО и получить допуск за определенную плату. Но может ли саморегулируемая организация, имеющая в штате пятерых человек (директора, бухгалтера, юриста и двух инспекторов), отслеживать работу сотен компаний? Может ли оформить допуск за один день, если документы рассматриваются как минимум дней десять? Думаю, пора навести порядок в системе и влить в нее новое дыхание.

Безусловно, решающие изменения должны происходить на уровне федерального законодательства, однако от регионов тоже кое-что зависит. На мой взгляд, в Новосибирской области нужно создать региональный союз строителей, участников СРО. Тем самым мы получим площадку для консолидации — объединим представителей крупного, малого и среднего бизнеса. Союз будет тесно сотрудничать с проектировщиками, организовывать работу стройотрядов, устраивать круглые столы и другие дискуссионные мероприятия. Сегодня в уставе СРО не прописано, что мы можем помогать строителям в поиске объектов, рекомендовать местных производителей стройматериалов и так далее. Региональный союз вполне мог бы этим заниматься.

Важно понять, что за нас эту работу никто не сделает, что система СРО имеет большой потенциал, но до пика развития еще не дошла.

Девиз системы СРО гласит: «Строители России, объединяйтесь!». Строителям надо иметь в виду следующее: если они не смогут понять и принять принципы саморегулирования, другая система, пришедшая после СРО, зарегулирует строителей сама!

Зеленый свет любому, кто заплатит?
Усилить контроль качества на рынке жилья, остановить коммерциализацию СРО — задачи, решить которые в одночасье весьма трудно. Об этом говорил Константин Боков, президент Ассоциации строителей и инвесторов Новосибирска и Новосибирской области, глава СРО «Некоммерческое партнерство «Новосибирские строители», в интервью газете «Вечерний Новосибирск»:

— Саморегулирование не решило проблемы наличия фирм-однодневок. Появились коммерческие саморегулируемые организации, которые мешают работать нормальным строительным компаниям, выдавая свидетельства любому, кто за это заплатит, — например, выдают группе из трех человек свидетельство на строительство по всем видам работ. Конечно, однодневок стало меньше, но полностью избавиться от мошенничества не удалось.

Проблем в отрасли много, и они разноплановые, начиная с выделения участков под строительство и заканчивая кадрами. Есть компании, которые относятся к качеству строительства серьезно. Их не так много. В первую очередь, это организации, которые вышли из советских времен, они стараются держать марку. И есть компании, которые по разным причинам — от неумения, незнания, оттого, что не вкладывают столько средств, сколько требует технология, — строят некачественно. Проблема с кадрами стоит очень остро. Требуется в первую очередь грамотный инженерно-технический персонал, не хватает рабочих высокой квалификации. Поскольку многие строительные организации не знают, что будут делать завтра, мотивации заниматься подготовкой специалистов у них нет.